Самые старые памятники деревянного храмового зодчества в Украине находятся на территории Закарпатской области. Там можно увидеть два существующих христианских храма XV века. Самая старая православная церковь — это София Киевская, строительство которой относится к первой трети XI века.
Церкви в ранней истории Одессы
Если мы говорим об Одессе, то первые храмы в Южной Пальмире возникли в первые годы существования города. В исторических сочинениях есть ряд противоречий относительно того, когда были заложены первые храмы современной Одессы. Так, Аполлон Скальковский утверждал, что они были основаны сразу же с закладкой города, в 1794 году. Однако, целый ряд других источников утверждает, что церкви были заложены и освещены в начале-середине 1795 года.
В 1794 году богослужения совершались при полковой церкви полковым священником.
В январе 1795 года была заложена Купеческая церковь во имя Св. Николая. В то время уже существовала деревянная церковь; каменную должны были окончить к августу 1797 года. Известна даже сумма, которую выделили на ее строительство — 24 135 рублей.
В то же время закладываются следующие церкви: Собор, церковь в имя Св. Екатерины и две церкви расположенные на пересечении нынешних улиц Малой Арнаутской и Осипова и церковь в крепости. Греческая церковь была заложена не ранее 15 апреля 1795 года.
Одной из самых красивых церквей была Покровская церковь на Александровском проспекте. Читаем в путеводителе по Одессе (1915): «в 1798 г. на месте нынешнего храма здесь построена была небольшая старообрядческая церковь. В 1812 г. был заложен, а в 1822 г. освящен новый храм во имя Покровы Пресвятой Богородицы».
Церковь была весьма посещаема: «в храмовый» праздник церкви сюда собирается вся православная Одесса, переполняя не только церковь, но запружая все прилегающие к церкви храмы». Церковь была уничтожена в 1930-е гг. и теперь о ее облике можно судить по оставшимся открыткам и фотографиям.
Существовала в Одессе и иная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ее построили в 1906-1910 гг. на углу ул. Малая Арнаутская и Пантелеймоновская. В 1934 г. ее разрушают и из кирпича строят здание школы №118.
На старом кладбище существовала своя церковь. Ее построили в 1816 (1829) году и она имела название Церковь Всех Святых. Она отличалась простотой наружной и внутренней отделки.
Храмы современной Одессы
Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложен (первоначальное здание) в 1795 году, освящён в 1808 году, разрушен в 1936 году.
Храм строился довольно долго и много раз перестраивался. Первый камень был положен в 1795 году с тем, чтобы через два года закончить строительство собора. Но освящение храма прошло только в 1808 году. Постоянно увеличивалась и сумма, необходимая на строительство. Если первоначальная смета была порядка 24 тысяч рублей, то итоговая превысила 100 тысяч рублей.
С 1825 по 1837 гг. шло строительство колокольни. Существенные вмешательства во внешний вид собора имели место в 1870-1880-х гг., в 1900-1903 гг. более 220 тысяч рублей были потрачены на реконструкцию храма. В то же время были пристроены два боковых купола, портик, украшена колокольня, которая возвышалась на 72 метра. Собор стал одним из крупнейших в стране и вмещал до 9 000 прихожан.
После прихода советской власти, в 1932 году был закрыт, в мае 1936 года взорван, а останки бывших архиепископов, покоившиеся в боковых пределах храма, по ходатайству церковных иерархов перевезли на Слободское кладбище. Над телами же губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова и его супруги, покоившихся тат же, надругались и сбросили в ров у стены городского кладбища.
В 1990-е гг. на месте храма были проведены раскопки, а с 1999 по 2005 гг. шло восстановление храма. В 2005 году останки четы Воронцовых были перенесены в пределы нижнего Храма.
Успенский собор. Здание было заложено 17 июня 1855 года архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым). Его открыли в 1869 году. Строительство шло на средства купцов Иакова и Николая Черепенниковых по проекту архитектора Людвига Оттона. Башня собора возвышается на 56 метров и представляет собой отличную обзорную площадку, правда, недоступную для простого человека.
Храм состоит из двух отделений: верхнего и нижнего, с тремя престолами в верхнем и двумя в нижнем. Вместимость храма — 5 тысяч прихожан. Тут хранится почитаемая как чудотворная Касперовская икона Божией Матери, принесённая впервые в Одессу в 1854 году из села Касперово (Херсонская область).
Немного истории: «Ранее, с 1814 г., здесь существовала деревянная церковь, построенная взамен старообрядческого молитвенного дома. После собора это самая обширная церковь Одессы», – читаем в путеводителе по Одессе (1915).
Греческая церковь. Находится на ул. Екатерининской между ул. Троицкой и ул. Успенской. Принадлежит к числу старейших церквей Одессы. Нынешнее здание было построено и освящено в 1808 г. взамен существовавшего ранее деревянного. Церковь была значительно расширена через двадцать лет, а в 1900 году ее расширили, перестроили и украсили внутри. После перестройки церковь получила совершенно иную колокольню.
Католики и протестанты
Римско-католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии. К числу старейших храмов Одессы принадлежит и костел на ул. Екатерининской. Он существует с 1805 года. Тогда была сооружена деревянная, а затем и каменная постройка. Свой нынешний вид храм обрел в общих чертах в 1853 году, когда строительство было полностью окончено. Проект воплотил в жизнь архитектор Франческо Моранди при участии Феликса Гонсиоровского.
Внешне это смешанный стиль, с готическими фронтонами, двойными полукруглыми окнами, романскими полуколоннами и готическими окнами в колокольне. Внутренняя отделка храма была выдержана в стиле под белый мрамор в стиле возрождения.
В начале XX века выделяли следующие особенности этого храма: тут большой мраморный алтарь с образом Божьей Матери, икона Девы Марии работы Карла Дольче и изваяние четырех евангелистов. Кроме того, в храме была крестильница — дар папы Пия IX.
Понтификат Пия IX — самый продолжительный в истории Римско-католической церкви после апостола Петра. Он продолжался 31 год, 7 месяцев и 22 дня.
В 1930-е гг. храм был отдан под клуб. Некоторые ценные вещи удалось сохранить, перенеся их в храм св. Петра на ул. Гаванной: образ Успения Пресвятой Богородицы, 14 картин Крестного Пути, мраморную крестильницу, несколько рядов скамей, исповедальню.
В годы румынской оккупации храм был открыт для верующих, а после освобождения Одессы снова закрыт. После войны там организовали спортивный зал. Только после 1991 года здание, будучи в плачевном состоянии, было возвращено общине. С 2002 года собор получил статус кафедрального.
Лютеранская церковь св. Павла. Почти двести лет храму всех лютеран Одессы. Ее освятили в 1828 году. Но в 1897 году кирха была полностью переустроена. Место осталось тоже – на пересечении улиц Новосельского и Дворянской (тогда улица Витте).
«Сохранился средневековый германский стиль, церковь значительно расширена, вмещая до двух тысяч молящихся», – читаем в историческом источнике о храме после его перестройки.
Евангелическо-Реформаторская церковь. Довольно старый храм, который существует с 1840-х гг. на ул. Пастера. Правда, в нынешнем виде он возник в 1896 году. До этого храм размещался прямо во дворе на углу Херсонской и Преображенской.
Синагоги Одессы
Главная синагога. На углу ул. Ришельевской и ул. Еврейской во флорентийском стиле была построена главная синагога Одессы. У здания два этажа, которые по фасаду отделаны крупными рустами.
Мы можем описать ее убранство, используя путеводитель по Одессе Григория Москвича: «внутри синагога делится на три продольные части; над боковыми частями расположены хоры, к которым ведут каменные лестницы, устроенные по сторонам главного входа. Над средним пространством, на значительной высоте, устроен каменный прочный свод, опирающийся на два ряда столбов, из которых каждый состоит из группы неразделенных колонн, заканчивающихся капителями. Над боковыми проходами в нижнем этаже и в верхнем, где находятся хоры, устроены крестообразно каменные своды с арками. Все внутренние стены, своды и колонны отделаны под полированную штукатурку. Здание вообще, а внутри – в особенности, производит хорошее впечатление».
Бродская синагога. Была построена выходцами из города Броды. Это был один из центров хлебной торговли, поэтому выходцы из этого города были весьма состоятельными людьми. Здание на углу ул. Жуковского и ул. Пушкинской было построено в готическо-флорентийском стиле, строгим и «благолепным». Это была уникальная синагога с органом. Она просуществовала довольно долго. Теперь там расположено здание Государственного архива Одесской области, но рано или поздно оно будет передано еврейской общине.
Синагоги считали местом, обязательным для посещения туриста в начале XX века. Опять обратимся к путеводителю: «Главную достопримечательность названных синагог составляет синагогальная служба, которая сопровождается прекрасным задушевным пением кантора и хора, составленного из мужских и детских голосов. Мы настойчиво рекомендуем туристу посетить одну из этих синагог в пятницу вечером (в семерки) или в субботу утром».
В Одессе проживало множество национальностей. Это значит, что в истории Одессы были самые разные храмы. Отметим те, которые не сохранились: караимская кенасса на ул. Троицкой и магометанская молельня, которая находилась на старом кладбище. Источники ещё упоминают армяно-григорианскую церковь, которая располагалась на углу ул. Екатерининской и ул. Базарной. В 1913 году там также размещалось Церковное попечительство о бедных прихожанах Армяно-григорианской церкви.
Мы рассказали коротко только о части храмов многонациональной Одессы. Поэтому, вполне возможно, последует продолжение этой интересной темы, которая знакомит нас как с историей, так и настоящим Одессы.