Ещё в 2012 году автор этих строк, не будучи специалистом морской отрасли, взял на себя смелость предсказать направление развития транспортного потенциала Молдовы на нижнем Дунае. Учитывая то обстоятельство, что в этом регионе жёстко столкнулись интересы украинского порта Рени и молдавского порта Джурджулешты, я предположил, что этим дело не ограничится, и что экономическая конкуренция между Украиной и Молдовой в Придунайском регионе с годами станет более острой и масштабной.

Мой многолетний опыт «погружения» в данную тему подсказал мне, что транспортной точкой опоры для молдавской стороны будет устье реки Прут – единственное место, благодаря которому можно усилить позиции небольшого Джурджулештского порта. Чтобы проверить своё предположение, я отправился на берега Прута: мне было интересно, что именно предпринимает там Молдова. Откровенно говоря, ничего сенсационного на тот момент я не увидел, и всё же публикации в молдавской прессе лишний раз убедили меня в том, что подтверждение моей версии – лишь вопрос времени.

Анализ тогдашних транспортных амбиций соседней республики послужил основой для моей статьи под заголовком «Терпение и Прут всё перетрут» (июль 2012 года). Процитирую следующий фрагмент текста: «…Украинскому Придунавью, и в первую очередь Ренийскому порту, угрожает не столько восстановление внутренней навигации в Молдове, сколько дальнейшее развитие порта в Джурджулештах за счёт устья Прута. Ещё в марте 2009 года, когда автор этих строк присутствовал на церемонии торжественного открытия джурджулештского пассажирского терминала с участием тогдашнего президента Молдовы Владимира Воронина, начальник речного порта Унгены Вячеслав Свиридов сказал, что гарантированная глубина в устье Прута – 5 метров. Соответственно, туда уже сейчас могут заходить и речные, и морские суда. Если же удастся расчистить и углубить фарватер притока Дуная, то точка слияния двух рек станет прекрасным «плацдармом» для расширения порта Джурджулешты. Кроме того, по словам В. Свиридова, проблему дефицита портовой территории можно решить благодаря сооружению новых транспортных объектов выше по течению Прута. Они позволят как бы растянуть порт в виде нескольких дополнительных пунктов.

И соседи ухватились за эту идею. В июне 2011 года премьер-министр Молдовы В. Филат заявил о том, что республика намерена расширять свой выход к Дунаю посредством создания водной транспортной инфраструктуры на реке Прут. Молдавский вице-премьер, министр экономики В. Лазэр также подчеркнул, что небольшая площадь порта Джурджулешты препятствует его перспективному развитию. В целях решения данного вопроса В. Лазэр ходатайствовал о включении в состав порта ещё 65 гектаров площади для создания промышленно-логистического парка. Кроме того, правительство соседнего государства будет увеличивать пропускную способность построенной в 2008 году железной дороги Кагул – Джурджулешты».

С момента выхода этой публикации прошло восемь лет. И вот так случилось, что народный депутат Украины Анатолий Урбанский в ходе недавнего отчёта перед ренийскими избирателями сказал практически то же самое. С той лишь разницей, что, по словам нардепа, Молдова уже перешла от намерений к реальным действиям.

«Ситуация с Ренийским портом – очень сложная ситуация. В правительстве не раз заявляли о необходимости продать этот порт. Однако никто его не купит. Но! Ещё в тот период, когда я руководил Одесским облсоветом, я предложил хорошую идею спасения порта Рени, – заявил Анатолий Урбанский. – Как известно, основная проблема этого предприятия заключается в том, что железная дорога к нему проходит через Молдову. То есть украинский порт не имеет прямого железнодорожного сообщения с Украиной – он полностью зависит от транзита по территории другого государства. Наша страна никогда не получит от Молдовы сквозной тариф. Но молдаване были готовы работать в Ренийском порту на условиях частного и государственного партнёрства, когда 51 процент собственности предприятия принадлежит Украине, 49 процентов – молдавским инвесторам. А для этого нам было необходимо увеличить территорию специальной экономической зоны «Рени» на 25 километров – от ворот порта до украинско-молдавской границы. Кроме того, эта идея предусматривала передачу расположенного здесь отрезка украинской железной дороги с баланса «Укрзализныци» на баланс Ренийского порта. Я убеждён в жизнеспособности такого варианта, однако частая смена правительства в нашей стране не даёт ему возможности реализоваться.

Тем не менее я продолжаю продвигать эту идею на уровне центральных органов власти. Но нашу тревогу вызывает тот факт, что Молдова, не дожидаясь взаимовыгодных инициатив со стороны Украины, самостоятельно усиливает свои транспортные позиции в точке слияния рек Прут и Дунай. Речь идёт о расширении и углублении нижней части Прута. Почему молдаване ведут работы именно там? В первую очередь это позволит нашим соседям увеличить возможности дунайского порта Джурджулешты. Сегодня у него очень маленькая причальная линия – лишь 400 метров. Решить проблему можно за счёт создания дополнительного транспортного «плацдарма» в устье реки Прут. Для этого Молдова строит «шпору», призванную отвести дунайскую воду в низовья Прута и тем самым улучшить условия для навигации в этом районе. Дело в том, что Прут – даже не река, а речка, и сколько ни углубляй её, она всё равно останется речкой. А «шпора» даст возможность повышать уровень воды в устье Прута и поддерживать там судоходные глубины за счёт дунайской воды. Тем самым усилия соседней республики напрямую угрожают интересам нашей морской отрасли в Придунайском регионе и ущемляют права Украины в целом.

По этому поводу я написал запрос в Министерство иностранных дел Украины. Более того, я неоднократно пытался встретиться с министром, чтобы узнать, на каком этапе находится рассмотрение данного вопроса и направил ли наш МИД соответствующую ноту протеста Молдове. Однако министр так и не нашёл времени для встречи со мной…

Что ещё можно сделать? Я вхожу в состав межпарламентской группы украинско-молдавской дружбы и могу использовать её возможности для диалога с партнёрами из Молдовы. Насколько мне известно, молдавская сторона по-прежнему стремится к сотрудничеству с Украиной в транспортной отрасли. Наши соседи поддерживают идею расширения территории СЭЗ «Рени», и они готовы вести переговоры о передаче порта Рени в аренду Молдове. Давайте смотреть правде в глаза: основной грузопоток Ренийского порта на сегодняшний день – это молдавские грузы. Можно сколько угодно вспоминать грузооборот, который был в порту в советское время, но его больше не будет. Если нам когда-нибудь удастся привлечь в Рени 3-4 миллиона тонн грузов в год, то это станет большим успехом. Кстати, идея расширения СЭЗ «Рени» с учётом интересов Молдовы хороша тем, что её можно осуществить очень быстро. Для этого не нужно голосование в Верховной Раде – данный вопрос способен решить Кабинет министров. А передача 25-ти километров железной дороги с баланса «Укрзализныци» на баланс Ренийского порта также не должна сопровождаться особой волокитой, поскольку одно государственное предприятие передаст имущество другому государственному предприятию».

Справедливости ради необходимо отметить, что слова Анатолия Урбанского о возможности расширить территорию специальной экономической зоны «Рени» решением правительства вызывают огромное сомнение. Напомню, что СЭЗ была создана отдельным законом, который регулирует её деятельность по сей день (правда, затем из этого закона были исключены ключевые льготы для инвесторов). Соответственно, любое изменение границ или режима СЭЗ требует внесения изменений в закон, а это может сделать только Верховная Рада – у Кабмина попросту нет подобных полномочий.

А теперь перейдём от идей и проектов к существующей объективной реальности. После того, как Анатолий Игоревич закончил свой депутатский отчёт, автор этих строк задал следующий вопрос: возможно ли добиться от Министерства инфраструктуры, чтобы оно погасило огромную задолженность Ренийского порта по зарплате и налогам, достигающую уже нескольких десятков миллионов гривен?

«Нет, это невозможно, – откровенно ответил народный депутат. – Хотя моя позиция, наверное, совпадает с вашей: я не понимаю, почему государство в «лице» профильного министерства не может найти деньги для выплаты долгов государственного предприятия. Аргументы Мининфраструктуры заключаются в том, что порт является субъектом хозяйственной деятельности, то есть он должен быть финансово самодостаточным – по принципу хозрасчёта в советский период. Всё правильно. Но бывают исключения из правил. В своё время наша власть росчерком пера отдала Молдове часть украинской земли на берегу Дуная, создав условия для появления порта Джурджулешты – конкурента Ренийского порта. Таким образом, город Рени был убит. Так давайте теперь нести ответственность за последствия этого решения, – ведь оно было принято государством Украина.

Действующие чиновники оправдываются тем, что, мол, решение принимали не они. Да, это так. Но с того момента, как люди получают власть, они принимают на себя всё наследие своих предшественников. И если это отрицательное наследие, его надо исправлять. Вот почему я с большой надеждой жду переформатирования нашего правительства (когда писались эти строки, состав Кабинета министров изменился, однако его качественный уровень по-прежнему вызывает массу вопросов – Прим. авт.). Я всё же надеюсь, что в Кабмин придут не «профаны в экономике», а нормальные люди с опытом работы, способные изменить нынешнюю плачевную ситуацию к лучшему».

КСТАТИ

Недавно министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий, сохранивший свой пост в новом составе правительства, дал интервью главному редактору «Бессарабского медиа-холдинга» Алёне Ходарченко. В этом интервью министр заявил о намерении начать процесс приватизации Усть-Дунайского, Белгород-Днестровского и Ренийского портов, причём от потенциальных инвесторов потребуют сохранить профиль деятельности этих предприятий и трудовые коллективы. «Здесь точно необходим новый импульс и финансовые вливания, чтобы эти порты оживали и лучше работали», – отметил Владислав Криклий.

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО: Устье реки Прут, 2012 год (фото из архива автора)

Світ