Украина – поистине удивительная страна: здесь нередко происходят такие «чудеса абсурда», которые просто невозможно представить себе в цивилизованных странах. Одно из подобных «чудес» стало поводом для этой публикации.
В последнее время в нашей стране участились случаи, когда граждан не пускают за границу из-за наличия задолженности. Это могут быть налоговые и жилищно-коммунальные долги, неоплаченные штрафы за нарушение правил дорожного движения и невыплаченные алименты, задолженность по банковскому кредиту и даже личные долги, то есть долги перед другими гражданами. Фамилии должников заносятся в электронную базу данных, и если кто-то из них выезжает за рубеж, то его не выпускают из Украины. Таким способом наше государство осуществляет давление на неплательщиков с целью повысить их финансовую дисциплину.
«Юристы говорят: решения о невыезде суды штампуют уже пачками, как под копирку. В реестре судебных решений – сотни невыездных вердиктов, – писали «Вести» в ноябре 2017 года. – Так, Мелитопольский районный суд Запорожской области рассматривал иск о запрете украинцу выезжать за границу из-за задолженности перед «Мелитопольскими тепловыми сетями» на сумму 4179 грн и в 1059 грн – перед водоканалом. Кроме того, он ещё и задолжал по кредиту 156 тыс. грн… Покинуть страну мужчине нужно было, чтобы навестить старенькую маму в Армении. И судья вошёл в положение, разрешив выезд. Но в Одесской области суд всё же запретил украинцу выезд за границу из-за того, что у него долг в 992 грн перед водоканалом Измаила».
Кстати, именно с Измаилом связано вышеупомянутое «чудо абсурда». Один из измаильчан к своему великому удивлению обнаружил, что на нём «висит» налоговый долг в размере… одной копейки! При этом на официальном сайте Государственной фискальной службы Украины, который содержит перечень должников (а их по состоянию на ноябрь 2018 года насчитывалось более 967 тысяч) не указывается вид задолженности – есть только сумма и два варианта: долг перед государственным бюджетом и долг перед местным бюджетом. Вот и думай-гадай: за что, когда и как образовалась эта в самом прямом смысле копеечная задолженность…
А теперь давайте вообразим конкретную ситуацию. Гражданин собрался за границу, причём запланировал перелёты в несколько стран. Соответственно, он заказал билеты на авиарейсы, забронировал номера в гостиницах и т.д. Он приезжает, допустим, в Одесский аэропорт и проходит проверку документов. И тут ему сообщают, что он должен измаильскому местному бюджету. Смешной размер долга никого не интересует – учитывается сам факт существования задолженности. В итоге пограничники рекомендуют гражданину вернуться в Измаил и погасить долг – только после этого злосчастная копейка исчезнет из базы данных (к слову, как показывает практика, никто не может точно сказать, когда именно будет проведено обновление информации в базе – это может произойти через неделю после ликвидации задолженности или даже позже).
Итак, поездка за границу сорвана. А если это деловая поездка, то вряд ли надо объяснять, чем может обернуться для бизнесмена такой «сюрприз» от Украинского государства. И всем плевать на то, что 1 копейка повлечёт за собой огромные убытки для «должника». Ни один чиновник не будет нести за это никакой ответственности, ибо украинский гражданин в подобных случаях – совершенно бесправное существо.
Конечно, если поставить перед собой цель, то, очевидно, можно доказать неправомерность действий государства, повлекших за собой невозможность выехать за границу из-за неадекватного размера долга: данный размер абсолютно несоизмерим с отрицательными последствиями для гражданина. Однако для этого искателю правды придётся испытать на себе все «прелести» отечественной бюрократической машины, и в конечном итоге моральная и финансовая цена злополучной копейки взлетит до небес…
И всё же возникает вопрос: как вообще мог появиться долг в размере 1 копейки? Как это технически произошло? Неужели налоговая служба или другие государственные ведомства, через которые проходят десятки и сотни миллионов гривен, не могли округлить сумму платежей в бюджет от конкретного предпринимателя таким образом, чтобы избавиться от несчастной копейки и не вносить её в электронную базу данных должников?
С этим вопросом мы обратились к специалистам Ренийского отделения Государственного казначейства Украины. Там нам ответили, что в бухгалтерском учёте, в банковских и других финансовых операциях, а также в декларациях о доходах до сих пор учитывается денежная мелочь вплоть до одной копейки. В казначействе вспомнили случай, когда возникла перспектива возбуждения уголовного дела из-за 49-ти копеек! На наш вопрос о том, каким образом у субъекта предпринимательской деятельности могла возникнуть налоговая задолженность в объёме одной копейки, специалисты высказали следующее предположение: скорее всего, клерк, вносивший эти данные на официальный сайт фискальной службы, проявил чрезмерную принципиальность. Или – чрезмерный пофигизм. Как говорится, история умалчивает…
Тем не менее такой ответ нас не удовлетворил. Мы стали искать, существует ли в нашей стране какая-либо нормативно-правовая база, регулирующая копеечные «хвостики» финансовых операций. И кое-что нашли. Как выяснилось, главным регулятором подобных вопросов является Национальный банк Украины (НБУ).
Очень подробную статью на эту тему опубликовал налоговый эксперт Игорь Хмелевский (издание «Налоги и бухгалтерский учёт», апрель 2018 года, № 31). Публикация называется «Без копейки рубля не бывает: учимся округлению при расчётах». Сразу же отметим, что данная публикация предназначена для специалистов, и рядовому читателю вряд ли будут интересны финансовые дебри, в которые погружается её автор. Поэтому ограничимся основными моментами.
Игорь Хмелевский напоминает, что Правление НБУ своим постановлением от 15 марта 2018 года № 25 прекратило дополнительный выпуск монет номиналами 1, 2, 5 и 25 копеек. В то же время такие монеты будут присутствовать в обращении до принятия отдельного решения НБУ об их изъятии. В конечном итоге самой мелкой монетой, которая останется в денежном обороте, будут 10 копеек вместо 1 копейки сейчас.
А что же делать сегодня? «Постановление № 25 предписывает юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, с 1 июля 2018 года проводить округление, – пишет И. Хмелевский. – … Однако вне внимания Нацбанка остались наличные расчёты как в сфере торговли, общественного питания и услуг, так и в других сферах. В частности, НБУ умолчал, как с 1 июля выплачивать наличностью заработные платы, пенсии, стипендии, социальную помощь и т.п. Или, как, скажем, физические лица смогут уплатить наличностью налоги (на недвижимое имущество, плату за землю), определённые контролирующим органом с копейками. А есть ещё разнообразные админсборы, госпошлины, судебный сбор, обязательные услуги госучреждений, стоимость бланочной продукции, сопутствующей таким госуслугам, — и далеко не всегда они кратны 10 копейкам… Все эти вопросы требуют немедленных разъяснений от Нацбанка».
Итак, в Украине – всё, как всегда: ясно только то, что ничего не ясно. Пока не вызывают вопросов лишь правила округления, предложенные Нацбанком. Они таковы: 1) сумма, заканчивающаяся от 1 до 4 копеек, округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек; 2) сумма, заканчивающаяся от 5 до 9 копеек, округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек.
И всё-таки без ответа остаётся вопрос о том, касаются ли правила округления налоговых платежей и, соответственно, налоговых долгов? Налогоплательщикам остаётся лишь ждать, что НБУ когда-нибудь урегулирует эту проблему…
* * *
КСТАТИ
Запретить гражданину выезд за границу из-за долгов можно только в судебном порядке. Закон определяет ряд оснований для временного запрета выезжать за пределы Украины: если гражданин владеет государственной тайной; если есть сведения о неуплате алиментов или наличии неурегулированных судебных споров, банковских и других долгов; если против гражданина открыто уголовное производство; если гражданин в момент выезда за рубеж отбывает наказание за правонарушение или преступление; если гражданин подаёт о себе ложную информацию; если у гражданина отсутствуют документы об отсрочке военной службы; если гражданин в судебном порядке признан рецидивистом.
Добавим, что в 2018 году вступил в силу закон, который защищает права ребёнка и касается задолженности по уплате алиментов. Этот закон распространяется на всех граждан, чей совокупный долг превышает 6 месяцев. Ранее ограничить выезд за границу должника по уплате алиментов мог только суд, теперь же можно обойтись и без судебной инстанции.
Как уже было сказано выше, суд также может запретить гражданину выезд за границу, если у того есть неоплаченные штрафы за нарушение ПДД или долги за коммунальные услуги.
Ещё в 2017 году граждане Украины имели возможность проверить подобную информацию онлайн, то есть не покидая дом: нужно было лишь оставить заявку в электронной форме на сайте Госпогранслужбы. Теперь же, чтобы узнать, существует ли запрет на выезд за границу, надо отправить письменный запрос по почте или лично отнести его в приёмную ГПСУ. Соответствующая информация предоставляется физическому лицу бесплатно.
Запрос должен рассматриваться не более 45 дней. Письменный ответ приходит заявителю по почте или подаётся в приёмную ГПСУ.
Чтобы обжаловать решение о запрете на выезд за пределы Украины, гражданин может обратиться с заявлением в апелляционный суд.