Масонство и Одесса неразрывно связаны между собой. Первые руководители города были масонами, или, по крайней мере, сочувствующими. Сама по себе Одесса, возникшая практически на пустом месте, олицетворяла масонский символ строительства нового города на новом месте.
Расцвет масонства пришелся на первую четверть XIX века во время правления императора Александра I. В то время в Одессе действовало до шести масонских лож, одной из самых известных была масонская ложа «Понт Эвксинский». Даже граф Александр Ланжерон был подвержен масонскому влиянию. Он организовал тайное объединение «Три царства природы – друзья природы». В число известных масонов входили инженер Франц Деволан, адмирал Иосиф Дерибас, граф Александр Ланжерон, богатые купцы греческого происхождения: Маразли, Маврокордато, Ралли, Родоканаки и другие.
В 1822, 1824 и 1826 годах последовательно выходили указы о закрытии масонских лож, но подпольно подобные тайные общества продолжали существовать. Часто в Одессе деятельность этих лож конспирировалось путем проведения заседаний в катакомбах.
Несмотря на периоды подъема и упадка, масонство к началу XIX века уже прочно ассоциировалось с высшим обществом, а внешние атрибуты были доведены до канона сложным и загадочным церемониалом.
Все масоны делились на три категории, исходя из иерархии. 1-й степенью было голубое масонство. Эта группа была наиболее многочисленной. Их философия раскрывалась в символике инструментов, характерных для строителей (циркуля, линейки, отвеса, угольника, молотка), предметов света и тьмы в жизни человека (священного писания, жертвенника, светильника, песочных часов, ветки акации, гроба, черепа и костей, скелета). Красное масонство имело несколько иные символы: меч, корону, золотой ключ, боевую секиру, фонарь, крест, веревочную петлю и лестницу-стремянку. Атрибуты высшего масонства относили изображения розы, пеликана и орла.
В Одессе есть немало домов, которые несут на себе отпечаток масонства, хотя часть символов, как мы уже успели узнать, носят вполне утилитарный смысл.
Один из самых востребованных символов – пентакль или пятиконечная звезда. Этот символ издавна использовался в самых разных магических ритуалах. Пять концов звезды символизировали любовь, мудрость, истину, справедливость и доброту. Пентакль, изображенный одним концом вверх и двумя вниз считался позитивным знаком. Его использовали как символ господства дисциплинированной воли над явлениями мира. Подобный символ можно найти на Французском бульваре, где пентакль украшает круглое окно дачи греческих купцов Параскева. В центре города, с фасадной стороны здания по ул. Ришельевской 45 можно найти изображение шестиконченой звезды. Это знак можно трактовать как единство и борьбу противоположностей. Правда, не совсем ясно, это старая решетка на привходовой части или же новая.
Памятник Александру Пушкину постройки 1887-1889 гг., который расположен на Приморском бульваре также несет на себе печать масонства. Если присмотреться, то можно увидеть перевернутую усеченную пятиконечную звезду на памятнике поэту. Однозначной трактовки этого символа нет, хотя известно, что Александр Пушкин имел определенные симпатии этому движению, но, в конечном счете, полностью отказался от масонских идей.
Один из самых распространенных масонских символов это циркуль и угольник. Расположенный с раскрытием в 60 градусов циркуль символизировал примат духа над материей. Циркуль при этом символизировал небесный свод, а с помощью угольника можно было изобразить квадрат (символ Земли у масонов).
В Одессе есть несколько зданий, где встречаются подобные символы. Один из них – известный всем Пассаж Менделевича, построенный по проекту архитектора Льва Влодека в 1898-1899 гг.
Угольник, который служит важным архитектурным элементом, символизировал правосудие и справедливость, выступая атрибутом закона и совести. Этот символ можно увидеть на Новой бирже (ныне филармония), где подобный символ венчает щит с циркулем и угольником увитыми лентами и расположен на бюсте архитектора Александра Бернардацци.
«Вся скульптурная композиция пронизана солярной символикой. Так орел, считавшейся солнечной птицей Юпитера, олицетворяет достоинство, вдохновение, духовную силу и победу. Пальмовая ветвь над свитком также является солярным символом, который является атрибутом сильной личности… небольшие иконки, фланкирующие скульптуру, видимо отражают навыки и пристрастия этого необычайно талантливого человека. Здесь присутствуют символы чертежного, строительного ремесла (циркуль, угольник, молот), скульптуры (измеритель, молоточек, стек), изобразительного искусства (палитра с кистями», – пишет одесский архитектор Антонина Кадурина.
Схожую символику можно было увидеть и на здании бывшего Русского технического общества (т.н. масонский дом, который в 2016 году разрушился).
Сохранившееся здание по адресу ул. Княжеская 1 (угол Старопортофранковской), где ныне располагается пожарная часть, ранее размещалась школа строителей-десятников. Во многом схожие здания имеют разную символику, так на сохранившемся здании можно увидеть строительные и рабочие инструменты, в том числе прочитывается мастерок (небольшая лопатка), которая также является масонским символом.
Необычное сочетание масонских символов представляет дом Навроцкого (ул. Ланжероновская, 8). Здесь фасад здания украшают: гирлянда роз, символизирующая любовь и вечность материи. А на колонне, которая располагается за ней можно разглядеть угольник и транспортир, символы закона и совести. Внизу всей композиции расположен молоток и книга, как олицетворение божьей искры в человеке и познании через чтение.
Иногда на одесских зданиях можно увидеть изображение отвеса. В масонстве он указывал на равенство всех членов организации, несмотря на различие в титулах, положении в обществе. Однако, эти знаки могут носить и чисто утилитарную функцию: рассказывая о занятиях того или иного учреждения. Подобные символы встречаются на здании мастерских Одесского художественного училища (ул. Преображенская, 14) и Ремесленного училища (ул. Старопортофранковская, 34).
Весьма странный и хаотичный набор «масонских» символов раскрывает перед нами дом инженера Мариуса Жюньена на Молдаванке. Его строительство относится к 1878 году. Одноэтажное строение с фасада украшено композицией, среди прочего там присутствуют: книга, линейка, циркуль, угольник, угломер, в обрамлении пальмовых и лавровых ветвей. В конце XIX там размещалась механическая мастерская Жюньена, на которой работало 28 человек.
Важный символ масонов в виде всевидящего ока (ещё её называли Лучезарная Дельта) встречается только на одной постройке в Одессе. Это доходный дом по адресу ул. Новосельского, 100. Возможно, это связано с тем, что в этом доме находился клуб Общества приказчиков христиан. Лучезарная Дельта напоминала каждому члену ложи, что у него есть своя собственная звезда, которая помогает в его трудах и поисках.
Вот, что писали об устроении этого дома: «в доме предложено сосредоточить некоторые учреждения общества [приказчиков христиан], как-то, библиотеку, правление и т. д. Чтобы прийти им в помощь малосостоятельным членам общества, правление имеет в виду устроить в общественном доме несколько небольших квартир, которые будут отдаваться по доступной цене».
Таким образом, в Одессе есть немало зданий, которые несут в себе символику масонства, хотя далеко не всегда она непосредственно связана с таинственной группой людей желающих преобразить этот мир, часто «масонские» символы оказываются атрибутом той или иной профессии (архитекторы, чертежники, художники).