Когда началась Антитеррористическая операция на востоке Украине мало кто загадывал сроки её проведения: дни, недели. Но прошло уже более трех лет. Многие кто покинул свои дома в пиковые фазы конфликта вернулись. Кто домой, кто в ту часть, которую контролирует украинское правительство.
Но многие остались в Одесской области и начали строить жизнь по-новому. Сухая статистика в центрах занятости или сводные графики временно перемещенных лиц не дают полной картины того как живут наши сограждане, которые вынуждены были покинуть свои дома и начать жизнь на новом месте.
Кто помогает переселенцам?
Летом 2014 года, когда поток переселенцев хлынул из охваченного огнем Донбасса в остальные области Украины помочь вынужденным переселенцам пытались почти все. Стихийно формировались группы из активистов и волонтеров, которые наравне с государственными службами помогали людям покинуть опасную зону и получить минимальную помощь на новом месте. В то время действовало около 30 формализованных групп и организаций, которые оказывали разного рода помощь вынужденным переселенцам.
Со временем помощь все больше сегментировалась, а сами переселенцы требовали не столько гуманитарной помощи, сколько возможностей для работы, учебы, открытия своего дела в Одессе. Так появились бизнес-инкубаторы и программы помощи для тех, кто хотел реализовать себя в бизнесе.
“Проект «Новый отсчет» является весьма показательным, поскольку он дает возможность реализовать свой бизнес-проект многим участникам. Международный фонд предоставляет грантовую поддержку проектам, но даже если участник проекта не получил финансирования, он все равно запускает собственное дело. Это говорит о хорошем содержательном наполнении учебного модуля. Важно, что проект «Новый Отсчет» показал высокую результативность в Киеве, Харькове, Одессе и Львове”, – говорит Евгений Попов, руководитель представительства международного фонда, который оказал поддержку программе.
Только по одной подобной программе в 2016 году организаторами было получено 299 заявок на участие. Из них было отобрано на обучение 74 человека, из них — 54 защитили свои проекты перед экспертным жюри. 17 победителей получили гранты на общую сумму 800 000 гривен. За весь период деятельности около полусотни проектов переселенцев были реализованы в Одессе и области.
Настоящее итальянское мороженое из Луганска: история одного кафе в Одессе
Андрей Залогин приехал в Одессу из Луганска. События, которые развернулись на востоке Украины, не способствовали развитию бизнеса. Сначала Андрей приехал в Одессу сам, затем перевез супругу. Он не захотел сидеть на пособии и решил открыть свой бизнес.
“Я всегда старался что-то сделать. Мой отец производит бетонные изделия. Когда я учился, то я подрабатывал у него на предприятии и сторожем, и водителем, и менеджером. Я понимал, что экономику в стране, городе, селе делает производство“, – говорит Андрей.
Ещё в Луганске он с партнером основал небольшой бизнес. Они делали мороженное и реализовывали в нескольких торговых точках. Особенностью было то, что мороженное было по итальянским рецептам. Андрей сам ездил в Италию, чтобы перенять все тонкости приготовления джелато. В Одессе он решил продолжить свое дело.
“Я приехал в Одессу чтобы открыть полноценную джелатерию. Джелатерия – это кафе-мороженое, которое специализируется на приготовлении мороженого на месте и его продаже. Помимо джелатерии мы добавили в него пастицерию – т.е. производство выпечки. Полное название кафе джалатерияпастицерия «Buongiorno» («Доброе утро»)“, – отмечает переселенец.
Осенью 2016 г. после того как Андрей выиграл грант на покупку оборудования он открыл в спальном районе Одессы свое кафе. Так он не только реализовывает себя как предприниматель, но и создает дополнительные рабочие места. Кстати, в кафе-мороженном часто проходят мастер-классы для самых маленьких.
Новый дом под Одессой
Не все переселенцы оказались в Одессе. Часть из них выбрала сельское хозяйство как возможность начать новую жизнь в новом месте. В кибуце, который расположен в с. Маяки живет около 45 человек. Все они –переселенцы из зоны АТО, которые нашли поддержку у протестантской общины Одессы. Почти все они заняты на работах по хозяйству в самом поселении, а некоторые работают за пределами общины.
Сергей – один из тех, кто приехал в Одессу из Донецкой области с началом боевых действий. Он рассказывает о том, как попал под обстрел и решил выбираться из опасной зоны, как ему помогли знакомые с проездом до Одессы и как он уже третий год живет в этом поселении недалеко от областного центра.
“При посредничестве знакомых мы вышли на Одесскую народную церковь. Они предложили нам помощь и вот уже третий год я с семьей живу здесь. Мой день начинается с кормления свиней, уборки за ними. Теперь, после того как построили теплицу, я работаю и там“, – говорит мужчина.
На Донбассе Сергей успел поработать и в шахте, и на рынке, но в Маяках он освоил сразу несколько новых специальностей: животновода, кочегара, работника теплицы. Сейчас он чувствует себя на своем месте и не намерен возвращаться в Донецкую область даже после окончания вооруженного конфликта.
Непростая история одного капеллана
В небольшом селе неподалеку от Одессы есть коммуна (в Израиле это называют кибуц). Там живут переселенцы из зоны АТО. У каждого своя история того как они покинули родные места. Один из них – Григорий Бондаренко, капеллан, который сейчас служит в районе Мариуполя, сам родом из Донецкой области.
“Я служил в центре реабилитации в Новоазовском районе. У нас было несколько домов в разных селах, были и теплицы, только размером поменьше. Когда захватили наш район, то я вынужден был переехать в Мариуполь, а из Мариуполя сюда[с. Маяки, Одесская область – прим.]” – говорит переселенец.
Григорий часто бывал на передовой вместе с одним из добровольческих батальонов. Сейчас он работает в агрофирме.
“Мне выделили автомобиль [«Газель» – прим.], на которой я работаю. Мой день начинается с молитвы. Потом я немного занимаюсь спортом, чтобы поддержать свою физическую форму. Дальше – душ, завтрак в 8 утра, работа по хозяйству, в 13.00 – обед, вечером ужин. Служение здесь проходит по средам, пятницам и воскресениям, в нем участвует около 30 человек“, – рассказывать о своем распорядке Григорий Бондаренко.
Он уверен, что в будущем поселение преобразуется. Переселенцы построят свои собственные дома и будут жить здесь или же вернутся домой. Капеллан готов вернуться в родные места и продолжить свою деятельность, как только эта территория снова станет украинской.
Как показывает статистика общее количество переселенцев незначительно, но уменьшается по территории всей страны, но у многих тысяч людей, которые вынуждены были покинуть свои дома в 2014-2015 гг. остаются все те же проблемы: отсутствие жилья, сложности с трудоустройством, проблемы с государственными органами и органами социального обеспечения.