В Одессе есть немало памятников и скульптур, которые знают все: знаменитый монумент одному из первых градоначальников Одессы дюку де Ришелье, монументальный памятник светлейшему князю Михаилу Воронцову, воссозданный в 2007 году памятник Основателям Одессы на Екатерининской площади. Но есть и монументы, скульптуры, которые находятся не на виду, иногда в публичных и посещаемых местах, а иногда и в довольно сильном удалении от глаз любопытных.
Памятник Александру II в парке Шевченко
С именем императора-освободителя связана закладка самого большого и посещаемого парка Одессы. Нынешний парк им. Т.Г. Шевченко был заложен в 1875 г. во время визита императора в Одессу. В 1891 г. была построена Александровская колонна. Она возвышается над местностью. Ее основанием стали остатки земляного крепостного вала Хаджибейской крепости, которая была построена на этой местности в 1793-1794 гг., а упразднена в 1811 г.
В сооружении памятники принимали участие знаменитый архитекторы Александр Бернардацци (соорудил фундамент из лабрадорита), Александр Бруни и скульптор Н.И. Баринов.
Памятник неоднократно менял свою конфигурацию, в советское время он был лишен монарших символов, по-разному интерпретировался, в конечном счете, превратившись в заброшенное место. Только в 2012 г. территорию привели в порядок, восстановив часть утраченных символов.
Практика установки колонн, символизирующие успехи, военные победы, была распространена ещё в Древнем Риме. Знаменитая колонна Траяна в честь победы над даками до сих пор впечатляет своим масштабом. В более позднее время колонны устанавливали в христианских государствах раннесредневековой Европы, подобная практика была и у язычников.
Памяти морской славы Одессы
Чуть поодаль от памятника-колонны Александра II, расположен памятник морякам погибших кораблей. По факту здесь существует два монумента: один из них: якорь с памятным знаком, посвящен 150-летию Черноморского пароходства. Это связано с датой основания акционерного Черноморского общества пароходов для установления постоянных сношений между Российской империей и Турцией (1833). Вторая часть – это памятник погибшим морякам на Суворовской аллее парка Шевченко. Оба монумента были восстановлены в конце 2014 года после того, как были повреждены вандалами.
Знаменитая копия
Возле Археологического музея, в самом центре города, расположена знаменитая копия скульптуры Лаокоон и его сыновья. В ватиканском музее Пия-Климента можно увидеть скульптурную композицию второй половины I до н.э., которая сама была сделана в качестве копии с бронзового оригинала. Одесский Лаокоон появился следующим образом.
Городской голова Григорий Маразли будучи в Италии увидел картину Эль Греко «Лаокоон» и скульптуру. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, и он заказал копию для себя. После 1917 г. имущество зажиточных слоев населения было национализировано. После целого ряда перемещений скульптура нашла свое место в сквере им. Веры Холодной, а позже, в начале 1970-х гг. была перенесена к Археологическому музею.
Лаокоон – жрец бога Аполлона в Трое. Прорицатель предостерегал не вводить за крепостную стену Троянскогго коня. Прогневавшиеся боги послали двух змей, которые по одной версии задушили двух его сыновей, оставив его в живых оплакивать их судьбу, по другой версии лишили жизни всех троих.
В настоящее время копий скульптуры довольно много, одна их них в городе Родос, ещё она в галерее Уффици во Флоренции.
Колодец как памятник
В год празднования двухсотлетия Одессы, в 1994 г. возле Воронцовского дворца был открыт памятник, который имеет сразу несколько имен. Его называют «Источник» и памятник «День и ночь».
Его автор – скульптор Михаил Рева. Он нашел оголовок колодца из каррарского мрамора и сделал его основой для легкого, воздушного памятника. Многие воспринимают его как ровесница самого Воронцовского дворца, но на самом деле он гораздо младше.
Мрамор в Карраре (местность на северо-западе Италии) добывали ещё в эпоху меди, в римскую эпоху каррарские каменоломни стали важным местом добычи мрамора, а со времени Юлия Цезаря белый мрамор стал активно использоваться для строительства общественных зданий и домов патрициев.
Скорбящая женщина: с кладбища – в сквер!
В Уголке старой Одессы, что близ ул. Гоголя и Тёщиного моста есть целый «склад» артефактов из истории Одессы. Там установлен грифон, один из таких мифологических существ охранял вход в старый базар, внизу установлен мраморный оголовок колодца, из которого добывали воду одесситы до проведения водопровода. Старая беседка и мост-новодел дополняют эту местность.
А несколько в стороне на постаменте возвышается небольшая статуя скорбящей женщины. По легенде, её привнесли в Уголок старой Одессы с ликвидированного 1-го христианского кладбища (сейчас часть кладбища занята зоопарком, часть – Преображенским парком).
Практика устанавливать фигуры скорбящих дев на кладбищах более характерна для католической традиции Западной Европы или Северной Америки. Но вспомним, что первое одесское кладбище было и православным, и католическим, и магометанским тоже. Так что вполне возможно, что подобная скульптура была перенесена кладбища. Хотя остается значительный временной промежуток, который прошел с момента уничтожения кладбища (1930-е гг.) и организацией сквера Уголок старой Одессы (1970-е гг.).
Необычный памятник в музее
К 115-й годовщине со дня открытия Одесского художественного музея во дворце Потоцких был открыт памятник музейному посетителю. Это единственный такого рода памятник в Украине, а может и во всем мире. Автором композиции стал известный скульптор Александр Князик.
Фигура человека, который смотрит/рассматривает картину/музей встречает каждого посетителя, который идет к главному входу в музей. К моменту открытия памятника музей уже посетило около 8 млн. туристов.
Удаленные потемкинцы
История этого памятника уходит в далекий 1965 год, когда на Екатерининской (тогда площади Карла Маркса) поставили массивный монумент в честь матросов, которые подняли восстание на броненосце «князь Потемкин-Таврический».
До этого площадь последовательно была местом размещения памятника Основателям Одессы, гермы (головы) Карла Маркса, памятника Марксу. В 2007 году на площади был восстановлен памятник Основателям Одессы, а потемкинцев перенесли на Польский спуск. Такое решение местной власти вызвало волну протестов, причем против переноса выступили полярные политические силы: просоветские силы видели в этом борьбу с революционным прошлым, а украинские казацкие организации интерпретировали памятник потемкинцам как символ украинского сопротивления царскому угнетению.
Так или иначе, но памятник потемкинцам оказался в месте, которое нечасто посещаемо туристами, да и самими одесситами, в «канаве» между Польским и Деволановским спусками.