Массовые акции протеста, произошедшие на Юго-Востоке страны и приведшие к кровопролитию в Одессе и началу гражданской войны в Донецкой и Луганской областях, были вызваны в том числе и резкой отменой языкового законопроекта Кивалова-Колесниченко почти сразу же после прихода к власти представителей Евромайдана. Это привело к невиданным доселе акциям протеста в Донецке, Луганске, Одессе, Николаеве и других русскоязычных и русскокультурных городах Украины. В итоге и.о. президента Александр Турчинов побоялся подписывать отмену законопроекта, а новоявленные власти пообещали разработать новый закон, повышающий роль русского языка.
На днях соответствующую инициативу выдвинули народные депутаты Сергей Кивалов и Светлана Фабрикант, который предоставляет русскому языку статус «официального» наряду с государственным украинским. Впрочем, касается он с основном юриспруденции. Сможет ли он удовлетворить запросы протестного движения и не обозлит ли радикальных националистов, доля которых в украинской политике по-прежнему влиятельна. В своём традиционном блице «Топор» опрашивает отношение к свежей законодательной инициативе лидеров общественного мнения из разных лагерей, дабы попытаться докопаться до истины.
Олег Константинов, главный редактор «Думская.нет»
Законопроект более чем либеральный и действительно отвечает чаяниям большого количества граждан нашей страны, которые думают и говорят на русском, болгарском, молдавском и других языках и наречиях. Поэтому инициативу бывших регионалов можно было бы только приветствовать, не будь у нее одного важного недостатка, который перечеркивает все достоинства.
Закон никогда не будет принят. И дело не в антирусских настроениях определённой части общества и депутатского корпуса Рады, точнее не только в них. Авторы проекта то ли по недомыслию, то ли сознательно облекли свои предложения в такую форму, что даже утвердительное голосование парламента не поможет воплотить их в жизнь.
Порочна сама постановка вопроса об официальном статусе. В 1999-м году Конституционный суд Украины, разъясняя положения 10-й статьи Основного Закона, особо подчеркнул, что между государственным и официальным языками никакой разницы нет, это одно и то же: «Под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государством предоставлен правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни», — отмечается в вердикте главного толкователя Конституции.
Значительная часть положений проекта Кивалова-Фабрикант только подтверждает это определение. Скажем, обязательное (!) знание русского языка для госчиновников – это ли не государственный статус?
А значит, без изменения Конституции такой закон не принять, чего не могут не знать такие грамотные политики, как Светлана Самуиловна и Сергей Васильевич, тем более что последний является президентом целой Юридической академии, специалисты которой регулярно участвуют в заседаниях Конституционного Суда в качестве привлеченных экспертов.
Нардепы могли пойти двумя путями — или начать сбор подписей в поддержку инициативы по изменению 10-й статьи, или заняться либерализацией существующего закона «Об основах государственной языковой политики», автором которого, к слову, является всё тот же Кивалов. Первое, конечно, вряд ли имеет смысл в нашей политической действительности, зато второе вполне реально: насколько известно, определенный консенсус в парламентских кругах по этому поводу есть.
Однако они выбрали третий путь, предложив заведомо непроходной законопроект.
Дмитрий Спивак, депутат Одесского городского совета
Вопрос о языковом законе должен решаться комплексно, вместе с децентрализацией и передачей полномочий громадам. В том числе, и по языку – статус регионального или официального на данной территории.
Андрей Маляс, руководитель Одесской областной организации партии «Свобода
На что направлен этот законопроект? Только лишь на дестабилизацию ситуации в нашей стране. Агенты Путина пытаются расколоть страну, формируя такие документы. В стране должен быть один государственный язык, на котором люди должны говорить и вести документацию. У нас одна Украина, а не несколько, как кто-то думает. Поэтому мы должны поддержать родной язык, принимая законы, направленные на укрепление его позиций, а не подогревать ложными законопроектами ситуацию на Юго-Востоке страны.
Александр Васильев, депутат Одесского городского совета
Давайте разделим позиции. С одной стороны, любое законодательство, направленное на повышение статуса языка – это несомненный плюс для Украины в целом. И в этом смысле закон Фабрикант-Кивалова не является исключением. Но было бы глубочайшей ошибкой сводить проблему, существующую сегодня на Востоке и, в общем, на Юге страны, к языковой проблеме. Это проблема политическая, и она включает в себя широкий спектр задач, которые стоят на сегодняшний день перед русскими в Украине. Эти задачи нельзя свести только к повышению статуса. Главная задача – получение статуса, равного украинскому языку, то есть статуса государственного. Вопрос сегодня состоит только в одном – признает ли Украина, что в этой стране два государствообразующих народа, иначе русские станут государствообразующим народом в новом государстве – Новороссии.
Валерий Песецкий, политолог
К сожалению, сегодня проблема взаимоотношений между Востоком и Западом вышла за рамки каких-либо законов, связанных с языком по той причине, что конфликт перешел в горячую фазу, фазу кровопролития. Сегодня актуален закон, который прежде всего, остановил бы кровопролитие, наказал виновных в этом конфликте, предусмотрел возможность амнистирования людей, которые просто защищали свою жизнь, дома и семьи. Языковая тема на сегодняшний день ушла на второй план. Если говорить потребностях людей на Востоке, прежде всего на Донбассе, с точки зрения сохранения государства Украина – это восстановление жилья, инфраструктуры, реабилитация пострадавших. То, что сегодня никто из народных депутатов не занимается этой темой – говорит о реализации старого принципа, сформулированного Герценом: «Страшно далеки они от народа». Достаточно просто исследовать интернет, послушать людей из Славянска, Краматорска, Мариуполя. Люди формулируют то, что являетсся на сегодня потребностью. И Фабрикант, и Кивалов, выражая принципиальность, связанную с правом Востока и Юга Украины на соблюдение своих традиций – языковых, культурных, исторических, опоздали с этим законопроектом минимум на полгода. На самом деле, это неплохо, если закон будет исполняться, будет предусматривать какие-нибудь механизмы, гарантии и т.д. Но с моей точки зрения, это сегодня не настолько актуально.
Игорь Дмитриев, депутат Одесского городского совета
К сожалению, что предыдущие власти, что нынешние – опоздали, как минимум, на один шаг. Януковича можно было спасти, удовлетвори он вовремя требования протестующих. Так же и языковой закон уже не является принципиальной позицией, способной решить вопрос противостояния, гражданской войны в стране. К сожалению, градус противостояния вышел на тот уровень, когда требования не ограничиваются языковым законом. Представители протестующих вряд ли согласны на такие мягкие формы взаимодействия с украинским правительством. Языковой закон не в силах сгладить ситуацию.
Александр Лузан, лидер Славянской партии
Нам нужны два государственных языка. Но это решение только части проблемы. Этот закон уже устарел. Полтора года назад, когда его принимали, он мог сгладить ситуацию. Сейчас, в момент обострения, нужны более радикальные решения.