Энергетическая система Украины нуждается в реформировании. Это аксиома, от которой не уйти. Однако, если в ряде сфер есть определенные обновления, то система энергетики остается фактически не реформированной и до сих пор регулируется законодательными актами двадцатилетней давности.

Несмотря на то, что курс на европейскую интеграцию последовательно поддерживается руководством страны, в сфере энергетики сколько-нибудь значительные перемены не так заметны.

 Энергетическая сеть Украины

Реформы до реформы: планы и проекты реформирования энергетической отрасли

В 2010 году были запланированы широкомасштабные реформы сектора энергетики, которые были санкционированы президентом Украины и поддержаны международными организациями. Еврокомиссия и Всемирный банк в то время выразили поддержку, разработанного украинской стороной плана реформ. Однако, несмотря на существующие намерения переломить ситуацию так и не удалось. В настоящее время остаются все те же проблемы, что и в 2010 году: перекрестное субсидирование, увеличение долга перед областными энергетическими компаниями со стороны государства, дальнейшая политизация процесса ценообразования на энергоносители.

В 2014 году правительство выступило с инициативой реформы энергетической сферы базируясь на трех принципах: энергетическая эффективность, диверсификация и реформа рынков. Подобная инициатива была поддержана международным сообществом. Более того Украина, как страна – член Энергетического Сообщества, обязана внедрить европейское законодательство на своей территории, и настаивать, что все игроки европейского рынка должны воспринимать единый энергетический рынок до восточных границ.

«Совет подтвердил решительность ЕС и США стоять плечом к плечу в своей поддержке нового правительства Украины, и подчеркнул необходимость продолжения реформ в энергетическом секторе Украины в соответствии с обязательствами Энергетического сообщества относительно прогрессивной интеграции украинского энергетического рынка в европейский, подчеркивая необходимость защиты уязвимых слоев населения», – идется в обнародованном после встречи в декабре 2014 года документе.

В данном случае речь идет о том, что ЕС и США поддерживают план, разработанный правительством Украины для реформирования энергетики.

«Совет также подтвердил средне- и долгосрочные усилия США и ЕС по улучшению энергетической безопасности Украины, в том числе поддержки реформ энергетического сектора Украины, а также повышению правовой и политической основы и технического потенциала для увеличения внутреннего производства», – идется в официальном заявлении.

О реформе в энергетике постоянно говорят в медиа, однако реальных рецептов решения данной проблемы немного. В последнее время активизировалась антикоррупционная составляющая, согласно которой без устранения коррупции невозможно эффективно реформировать сферу энергетики. А для этого необходимо лишить ряд олигархов сверхприбылей.

«Главный сектор, нуждающийся в реформах – это энергетика. Это огромная рана на теле украинской экономики. Когда я в последний раз проверял цифру субсидий в этом секторе, то обнаружил, что она составляет 7% вашего ВВП. А большая часть дохода из этого сектора идет в карманы крупных олигархов»,говорит Чрезвычайный и Полномочный посол США в Украине Джеффри Пайетт.

 Газотранспортаня сеть Украины

Без реформы рынка невозможна реформа отрасли

Эксперты считают, что начало реформ в сфере энергетики должно начаться с изменения стандартов и принципов, на которых базируется деятельность государства, регуляторов рынка и конечных потребителей. В первую очередь – это борьба с избирательными преференциями некоторым участникам рынка.

Реформа, в том числе на законодательном уровне,должна привести к европейским нормам рынок сбыта газа и электроэнергии. Пока он базируется на централизованном принципе, когда все управляется и регулируется из одного места, безотносительно к вызовам самого рынка и его потребностям.

«В 2010 году базовая версия закона была принята на основе рекомендаций ЕС. Этот закон, по сути, должен был стать первым шагом, чтобы Украину формально приняли в семью европейских государств в сфере энергетики (энергетическое сообщество). Тогда через такой политический ход пытались добиться определенных преференций и у России. Но закон сделали формальным, выхолостили его суть. Сейчас идет работа над новой редакцией закона, продолжаются консультации с европейской стороной и для того, чтобы новая редакция закона была максимально приближена к европейскому закону», – поясняет Андрей Чубик, аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».

Чрезвычайно болезненный вопрос, требующий решения – это ценообразование на энергоносители для потребителей внутри Украины. Долгое время этот процесс в Украине был политизирован. В настоящее время перед Украиной стоит вопрос необходимости поднятия цен на энергоносители для конечных потребителей. Напомним, что согласно меморандуму Украины с МВФ, заключенному ещё в апреле 2014 года, тарифы на газ и тепло для конечных потребителей должны повыситься на 40% с мая 2015 года и еще на 20% в 2016 и 2017 годах.

Динамика потребления электроэнергии в Украине (2014 и 2015 гг.)

«Промышленность переплачивает, а население недоплачивает. Повышение, которое произошло, не закроет эту проблему, так же как не закроет повышение еще на 50% и так далее. Поэтому население должно понимать, что энергоносители будут дороже, так как на это время цена реально не покрывает даже самый дешевый источник генерации, в том числе и атомную энергию»,считаетдиректор Фонда экологических инвестиций Алексей Хабатюк.

Однакопростое механическое повышение цен на энергоносители не сможет реформировать систему. По-прежнему катастрофическими остаются потери в теплосетях, доходящие до 60% в отдельных случаях, также сохраняется монополия региональных поставщиков энергоносителей. Более того, повышение тарифов для населения при снижении общей покупательной способности гривны может привести к социальным взрывам в обществе. В такой ситуации власти придется лавировать между необходимостью проводить реформы и пытаться оказать адресную поддержку самым незащищенным слоям населения.

«Сейчас началась широкая информационная кампания зачем необходима реформа, началась организация изучения рынка и целевого денежного сопровождения и поддержки того населения, которое не может платить по высоким тарифам, была развернута государственная программа быстрой, насколько это возможно, модернизации жилищного фонда и в целом потребления газа (замена котлов, плиток, утепление и т.д.). Если это будет реализовываться в комплексе, то повышение цены не будет таким критичным», – подчеркивает аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».

Роль европейской интеграции в реформе сферы энергетики в Украине

Подписание договора об Ассоциации Украины и ЕС является важным шагом к энергетической независимости Украины. Внедрениепрофильных положений договора об Ассоциации приведет к тому, что энергетическая сфера Украины будет вынуждена трансформироваться и развиваться в соответствии с передовыми европейскими тенденциями. Но, что же конкретно изменится в данном случае?

Касаясь сферы энергетики, украинская сторона и европейские партнеры признают важность трех направлений деятельности:

  • Инфраструктура.
  • Правовое пространство.
  • Институты.

Ряд экспертов уверены, что подписание Ассоциации с ЕС приведет к повышению энергетической безопасности Украины, что ввод европейских энергетических стандартов развяжет и ряд внешнеполитических проблем. Бывший посол по особым поручениям Вячеслав Княжницькийговорит, что это снимет проблему снабжения в Украину русского газа. Впрочем, может реализоваться и обратный процесс.

«В украинской энергетике есть проблемы, которые могут навредить вступлению в Зону свободной торговли», – говоритзаведующий отделом энергетической безопасности Национального института стратегических исследований Андрей Сменковський.

Он называет основные угрозы для Украины: отсутствие диверсификации источников энергоснабжения, нереализованный транзитный потенциал Украины, неудовлетворительное состояние производственных фондов и неразвитость рынка энергоресурсов.

В целом, сотрудничество Украины и ЕС по энергетическим вопросам может обеспечить повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития энергетического сектора, дальнейшую интеграцию энергетических рынков путем сближения моделей организации рынка и участия в региональном энергетическом сотрудничестве. Договор об Ассоциации предусматривает также сотрудничество в сфере регулирования, что касается предоставления соответствующих коммунальных услуг, включая мероприятия по информирования и защиты потребителей о недобросовестных практиках по продаже и обеспечение доступности энергии для потребителей. Однако, едва ли не самым важным последствием Ассоциации должно стать развитие инфраструктурных проектов и коренная модернизация энергетической сферы Украины.Отдельным направлением сотрудничества должна стать модернизация и расширение существующих объектов общественно важной энергетической инфраструктуры.

«Страны ЕС могут помочь украинским партнерам трансформировать энергетический сектор, в том числе повысить энергоэффективность экономики Украины. Украина с 46-миллионным населением потребляет около 50 млрд. куб. м газа, в то время как Польша с 38-миллионным населением (и ВВП в три раза большим, чем в Украине) потребляет всего 14 млрд. куб. м. Украине необходим план реформ для повышения энергоэффективности, а ЕС и международные финансовые институты могут предоставить необходимые технологии и обеспечить доступ украинских компаний и государства к финансированию», – отметилГенрих Литвин чрезвычайный и полномочный посол республики Польша в Украине.

Членство Украины в Энергетическом сообществе и имплементация энергетических пакетов ЕС открывает путь к созданию совместногорынка газа Украины и центральной Европы, а также к значительным инвестициям в энергетический сектор из стран ЕС. В данный момент ЕС не является крупным инвестором в энергетический сектор Украины, в то время как в других отраслях капитал из ЕС активно присутствует.

«Украина вместе со странами Вышеградской группы является огромным рынком, с объемом потребления свиты 80 млрд. куб. м газа. Интеграция рынков создаст новые возможности для поставщиков и потребителей газа, что позволит ослабить давление со стороны производителей газа. Ключевым условием достижения данной цели является создание стабильной правовой базы для инвесторов», – заявил Генрих Литвин.

Однако преференции свободного рынка будут доступны Украине только после того, как будет проведена серьёзная работа по приведению законодательства в норму с европейским правом. Т.е. когда прозрачными станут тендеры, которые обусловят повышение конкурентных условий на энергетическом рынке.

Состояние выполнения коалиционных договоренностей

«Если Украина намерена интегрироваться с европейским энергетическим рынком, она должна обеспечить открытые конкурентные условия на газовом рынке. Конкурентный газовый рынок будет ответом на все вопросы по безопасности и обеспечит лучшие цены на газ. Для этого необходимо не только создание инфраструктуры, но и правильное построение рыночных институтов», – уверен глава регуляторной политики и развития бизнеса EustreamS.A. Милан Седлачек.

Оценка реформы энерегетического сектора Реанимационным пакетом реформ

Таким образом, реформа энергетики в Украине связана изменениями самого принципа формирования отношений между государством, регуляторами рынка и всеми участниками рынка. Также реформа связана с внедрением новых, инновационных для Украины стандартов в сфере обслуживания потребителей, заменой устаревшей инфраструктуры, а также исключения принципа избирательных преференций отдельным игрокам энергетического рынка.

 

Станислав Кинка

Економіка