В настоящее время в Украине насчитывается более 1.7 млн. вынужденных переселенцев. Из них более 35 000 по официальным данным проживают на территории Одесской области. История вынужденных переселенцев началась почти два года тому назад и в настоящее время их число только увеличивается. Решение всего комплекса проблем связанных с вынужденными переселенцами лежит не только на государственных структурах, но и на международном сообществе, подтверждением тому служит участие более 100 различных организаций в помощи вынужденным переселенцам в Украине.
Численность вынужденных переселенцев и их правовой статус
В связи с вооруженным конфликтом, который до сих пор продолжается на территории Донецкой и Луганской областей, а также аннексией АР Крым Украина столкнулась с такой ранее ей несвойственной проблемой, как беженцы.
До этого понятие «беженец» в основном касалось лиц, которые прибывали в Украину из третьих стран и просили на территории Украины убежища. На территории Украины действует законодательство, которым регламентируется порядок установления статуса беженца и даётся определение этому понятию. Закон Украины «О беженцах» был принят в 1994 году. С того времени и до сегодняшнего момента он претерпел ряд изменений, в него вносились правки в 2003 и 2005 годах. Согласно этому законодательному акту, беженцем может считаться лицо, «не имеющее украинского гражданства и подвергающееся преследованиям на основании его расовой, национальной и социальной принадлежности, а также за отстаивание своих политических или религиозных убеждений».
В связи с тем, что украинские граждане не приезжали извне, а были вынуждены покинуть свои дома в связи с неблагоприятной обстановкой, которая угрожала их жизни имуществу, то корректным является использование термина «временно перемещенные лица».
«Возобновление боев на востоке Украины привело к новым перемещениям людей, гибели гражданского населения, разрушению инфраструктуры, росту гуманитарных потребностей», – отмечается в документе распространенном управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.
Правовой статус вынужденных переселенцев регулируется Законом «О правовом статусе лиц, вынужденных покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины». Данное решение было поддержано 289 народными депутатами.
Данным законом четко определяется правовой статус вынужденных переселенцев, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Украины принимая во внимание Конституцию Украины (Основной Закон), международные договора, а также принципы и нормы международного права. Кроме того, документ запрещает дискриминацию вынужденных переселенцев по мотивам их переселения при осуществлении их прав и свобод.
Согласно закону, лица, которые вынуждены были покинуть свои дома в зоне проведения АТО или в Крыму имеют право на получение места временного проживания жилищного фонда на период до 6 месяцев. При предоставлении места временного проживания учитываются их пожелания, возможности для трудовой занятости в регионе временного переселения, наличие личных связей в лица и его семьи и пригодность жилья для конкретной семьи. Также переселенцы, которые уволились с работы, при отсутствии документов, подтверждающих факт увольнения (прекращения занятости), периоды трудовой деятельности и страхового стажа, регистрируются как безработные и получают обеспечение, и социальные услуги на случай безработицы. За внутренне перемещенными лицами сохраняется право собственности на жилье, имущество и земельные участки, оставленные ими в регионе предыдущего проживания. Важный момент: в законе отмечается, что бездомные лица, которые находятся на оккупированной территории, имеют право на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины.
Общество не всегда осведомлено о проблемах вынужденных переселенцев
Для того, чтобы успешно решать проблемы вынужденных переселенцев, необходимо знать об этих проблемах, потребностях, с тем, чтобы прогнозировать их решение, разрабатывать программы помощи и адаптации в кратко- и среднесрочной перспективе. Для этого необходимы обобщающие знания и данные социологических исследований.
Социологическое исследование, которое было проведено в июле 2015 года по всей территории Украины, позволяет по-новому взглянуть на проблемы, которые связаны с вынужденными переселенцами. Опрос проводился по всей Украине (кроме оккупированных территорий Крыма и Донбасса) с 16 по 30 июля 2015 г. Метод опроса – личное интервью у респондента на дому.
Всего было опрошено 1 200 жителей Украины в возрасте 18 лет и старше, которые имеют право голосовать. Выборка является репрезентативной по полу, возрасту, образованию, региону и размеру населенного пункта. Допустимая погрешность не превышает 2,8%. Коэффициент достижимости респондентов – 62,8%.
Одной из важнейших составляющих процесса решения проблем перемещенных лиц является осведомленность местных громад, жителей всех регионов Украины о такой проблеме. Это позволяет разрушить стену непонимания и перевести ситуацию из плоскости новостной и медийной в сферу понимания того, что в помощи нуждаются такие же граждане Украины.
По результатам социологического исследования только 40% респондентов ответили положительно на вопрос, известны ли им кто-либо из переселенцев из Крыма или Донбасса в составе громады. 53% ответили негативно, а 7% затруднились с ответом.
Что касается географии вопроса, то меньше всего встречаются с переселенцами в Центре (31%) и на Западе (34%) Украины. А чем ближе к месту проведения АТО, тем чаще в громаде есть переселенцы (Юг – 41%, Восток – 56%).
При этом подавляющее большинство опрошенных считают, что вынужденные переселенцы открыты (34%) и скорее открыты (49%) и только 10% считают иначе.
Одним из важных условий решения проблемы вынужденных переселенцев является реализация государственной программы, направленной на социализацию тех, кто потерял жилью, оказался в новых условиях без средств к существованию. Подавляющее большинство опрошенных (92%) уверено, что власть должна предпринимать какие-либо меры по оказанию поддержки временно перемещенным лицам. Против государственной поддержки выступают только 4% респондентов, а ещё 4% не готовы ответить на этот вопрос.
50% опрошенных знают о каких-либо действиях властей, которые направлены на поддержку переселенцев, но 42% респондентов о таких шагах ничего не знают. Около половины опрошенных считают, что власть решает жилищные проблемы переселенцев (47%), обеспечивает трудоустройством или помогает в поиске работы (16%), обеспечивает продуктами питания (14%), психологической (9%) и медицинской помощью (5%). Эти же позиции с аналогичной поддержкой вынесены в предложения, чем должна помогать власть переселенцам.
На фоне ситуации с вынужденными переселенцами стоит обратить внимание на отношение жителей Украины к деятельности власти по возвращению восточных оккупированных территорий. Стоит отметить, что в середине прошлого года переселенцы ещё надеялись вернуться в родные дома, официальные заявления делались в духе того, что школьники встретят 1 сентября в родных школах, однако ситуация оказалась гораздо более тяжелой и вынужденные переселенцы остались на подконтрольной Украине территории, их число продолжало увеличиваться. В настоящий момент на территории Украины размещено около 1.5 млн. жителей Донецкой и Луганской областей и переселенцев из АР Крым.
Стоит подчеркнуть негативную динамику отношения украинцев к государственной политике в этой сфере. Если в марте 2014 года 19% считали, что власти делают все возможное, а 27% часть возможного для возращения восточных территорий и Крыма, то в июле 2015 года только 7% ответили, что считают действия власти полностью достаточными, а 12% считают, что власти делают только часть необходимого. Почти вдвое возросло число тех, кто уверен, что власти абсолютно бездействуют: с 19% в марте 2014 года до 33% в июле 2015 года.
Интересная и динамика уменьшения доверия к власти. Опрос фиксирует, что на Востоке наибольшее количество людей, которые считают, что власти делают все необходимое для возвращения Донбасса и Крыма, а вот в Центре, на Западе и Юге уровень доверия к власти в этом вопросе держится на уровне 3-4%.
Региональные и общеукраинские программы помощи вынужденным переселенцам
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы в Одесском регионе можно перечислить следующие: отсутствие жилья, доступного, социального и адаптированного для категорий людей особых потребностей, проблемы с поиском работы, проблемы с адаптацией в местной среде, психологические проблемы.
Данный комплекс проблем не может быть решен изолированно, без участия всех заинтересованных участников. Одесский регион демонстрирует позитивную динамику в отношении решения проблем переселенцев. В настоящее время действует или уже закончили свою работу сразу несколько инициатив, направленных на переквалификацию вынужденных переселенцев, помощь в поиске работы, а также организацию собственного дела при помощи мини-грантов от фонда «Відродження» на сумму в 1 млн. грн.
Даже государственные органы постепенно приходят к пониманию, что одной социальной помощью вынужденным переселенцам не ограничиться. По результатам 2015 года более 100 переселенцев получили государственную помощь на открытие своего бизнеса в Одессе и области. Отметим, что постановлением Кабинета Министров Украины от 08.07.2015 г. № 505 утверждены Основные направления решения проблем занятости внутренне перемещенных лиц на 2015-2016 годы, которыми предусмотрено создание новых рабочих мест, в том числе и за счет предпринимательской инициативы лиц, находящихся в поиске работы.
При этом стоит отметить, что в Одесской области не очень распространена психологическая помощь переселенцам. По крайней мере, на интерактивной карте можно увидеть всего лишь одно учреждение, которое занимается психологической помощью переселенцам в регионе. Между тем в результате конфликта на востоке пострадало более 580 000 детей, около 200 тысяч из которых нуждаются в психологической помощи.
«Два года насилие, обстрелов и страха оставили неизгладимый след в жизни тысяч детей на востоке Украины», – отметила Джованна Барберис, председатель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине. «В то время, когда продолжается конфликт, мы должны немедленно ответить на физические и психологические потребности детей».
Таким образом, для Одесского региона актуальными будут не только программы связанные с помощью по трудоустройству вынужденных переселенцев, но и различные инициативы, направленные на психологическую помощь людям, которые вынуждены были покинуть родные дома. Более того сложной остается ситуация с переселенцами-инвалидами, в особенности в местах компактного их проживания.
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.