Как уже сообщал «Топор», 10 июня т.г. сессия Ренийского горсовета приняла обращение в адрес президента Украины, премьер-министра Украины, министра инфраструктуры и руководителя АО «Укрзализныця» с просьбой восстановить железнодорожную ветку Бессарабская (Молдова) – Березино (Украина).

В этом обращении Ренийский горсовет отмечает, что госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» потеряло грузы вследствие изоляции, в которой ГП «РМТП» оказалось в том числе из-за демонтажа железнодорожной ветки Бессарабская – Березино (около 21 км). По мнению городской власти, возобновление движения поездов на данном участке будет способствовать увеличению грузооборота не только в порту, но и на железнодорожной станции Рени.

Кроме того, как подчёркивает горсовет, порт и ж/д узел всегда были градообразующими и бюджетообразующими предприятиями для города Рени, обеспечивали местных жителей рабочими местами. Сегодня транспортная отрасль переживает глубокий кризис, что отрицательно влияет на все стороны жизни территориальной общины.
Резюмируя обращение, городская власть выражает уверенность в том, что рост грузопотока даст возможность улучшить социально-экономическое положение Рени и обеспечить бюджетную стабильность.

И вот «Укрзализныця» дала официальный ответ на данное обращение. Ренийский горсовет получил от железнодорожного руководства письмо от 22 июля 2020 года, которое подписали член правления АО Ф. Буреш и и.о. директора по инженерно-техническому обеспечению Т. Трипольская.

«Для возобновления железнодорожного движения необходимо выполнить новое строительство участка Березино – Бессарабская, а также капитальный ремонт участка Арциз – Березино, – говорится в письме «Укрзализныци». – Согласно проекту, разработанному Одесским отделением филиала «Проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта», для строительства участка Березино – Бессарабская необходимо около 400 млн грн, а также около 420 млн грн для капитального ремонта участка Арциз – Березино (по расценкам 2015 года). Для начала строительства необходима разработка технико-экономического обоснования (ориентировочная стоимость – 2 млн грн), а также проекта на стадии «Рабочая документация» (ориентировочная стоимость – 2,5 млн грн)».

Кроме того, как сказано в ответе, на земельный участок под строительство железнодорожной инфраструктуры площадью 400 га (Тарутинский район) выдан госакт от 1999 года старого образца, без кадастрового номера. Однако, согласно постановлению Кабмина от 13.04.2011 г. №466, без наличия кадастрового номера невозможно получить разрешение на строительство. Поэтому в Госгеокадастре сначала надо изготовить техническую землеустроительную документацию (около 1,5 млн грн).

Должностные лица «Укрзализныци» напомнили, что, согласно протоколу украинско-молдавских переговоров от 20 октября 2015 года, стороны договорились о проведении строительных и ремонтных работ на вышеупомянутых железнодорожных участках при условии организации движения не менее 6 пар поездов в сутки. На сегодняшний день нет ответа молдавской стороны относительно указанных объёмов движения.

Графиком движения поездов на 2020 год на участке Кучурган – Новосавицкая предусмотрено 3 пары пассажирских и 5 пар грузовых поездов в сутки, а на участке Арциз – Березино – 1 пара пассажирских и 1 пара грузовых поездов. Однако итоги 2019 года показали, что фактически на этих участках объём движения грузовых поездов составил 1,4/1,2 и 0 пар поездов соответственно, а по итогам за 6 месяцев 2020 года – 0,8/0,7 и 0 пар поездов в сутки.

«Учитывая трудное экономическое положение АО «Укрзализныця» и значительную нехватку средств на осуществление капитальных инвестиций, основными приоритетными направлениями для капитальных инвестиций в 2020 году является обновление подвижного состава и инфраструктуры преимущественно на направлениях с наиболее интенсивным движением поездов. Таким образом, проектом финансового плана АО на 2020 год не предусмотрено выделение средств на проведение работ, связанных с реконструкцией и возобновлением движения на участке Березино – Бессарабская. В случае выделения средств из госбюджета или за счёт средств инвесторов АО может принять участие в реализации указанного проекта», – завершается ответ «Укрзализныци» на обращение Ренийского горсовета.

Итак, можно констатировать: сам факт, что ответ пришёл не из аппарата Кабмина или Министерства инфраструктуры, а от управленцев «Укрзализныци» не самого высокого уровня, свидетельствует о том, что правительство Украины не заинтересовано в восстановлении железнодорожной ветки Бессарабская – Березино. И это несмотря на то, что украинско-молдавская межправительственная комиссия, заседание которой состоялось в ноябре 2016 года в Кишинёве, одобрила идею реализации этого проекта. В частности, молдавская сторона подтвердила готовность отремонтировать свой железнодорожный участок до конца 2017 года. Однако за последние годы украинская сторона не сделала никаких реальных шагов для осуществления соглашения, и проект остался только на бумаге…

Напрашивается вывод, что в данном случае мы наблюдаем очередной пример полного отсутствия преемственности политических и управленческих решений в сфере внутренней политики украинской власти. Руководители Кабмина и профильных ведомств меняются настолько часто, что либо не успевают выполнить ранее принятые решения, либо просто не желают продолжать курс своих предшественников. В результате общий стабильный курс власти отсутствует как таковой.

Тут возникает аналогия с проектом железнодорожной ветки Измаил – Рени, целесообразность которой также была предметом дискуссий на протяжении многих лет. Тем не менее правительство Украины всё же приняло решение о строительстве этой железной дороги: соответствующее постановление Кабмина от 26 июля 2006 года №1007 подписал тогдашний премьер-министр Юрий Ехануров. Однако очень скоро его правительство ушло в отставку – ему на смену пришёл Кабмин во главе с Виктором Януковичем. Министром финансов в этом правительстве стал Николай Азаров, который тут же отменил решение о строительстве железной дороги Измаил – Рени под тем предлогом, что это – непозволительная трата денег из-за сомнительной перспективы окупаемости.
В итоге порт Рени остаётся единственным украинским портом, который не имеет прямой связи с сетью железных дорог нашей страны.

Возвращаясь к ответу «Укрзализныци» на обращение Ренийского горсовета, отметим: утверждение о том, что компания находится в «трудном экономическом положении» – откровенная ложь. Согласно финансовой отчётности за 2019 год, «Укрзализныця» по сравнению с показателями 2018 года увеличила чистую прибыль почти в 15 раз (!) – до 3 миллиардов гривен. Эти цифры подтвердила международная аудиторская компания Ernst & Young. В частности, самая большая доля (91%) в структуре доходов АО — это доходы от грузовых и пассажирских перевозок, которые в 2019 году составили 82,4 млрд грн.

«Если смотреть динамику, то финансовый результат увеличивался все прошедшие три года. 2016 год был с отрицательным финансовым результатом, после этого 2017-2019 годы компания показывала чистую прибыль», – сказал по этому поводу бывший руководитель АО «Укрзализныця» Евгений Кравцов.

Андрей ПОТЫЛИКО