Одной из наиболее проявившихся тенденций уходящего года стала череда избирательных процессов в различных странах, которые привели не только к неожиданным результатам, но и обозначили вполне определенный курс, сменяющий те политические течения, которые господствовали в мировой политике последнее десятилетие.

В первую очередь к этому надо отнести неожиданный для многих итог референдума в Великобритании по выходу из Евросоюза и победу Дональда Трампа на выборах Президента США. Именно эти два итога голосований во многом создали предпосылки к победе на выборах в Болгарии и Молдове соответственно Румена Радева и Игоря Додона, которые считаются пророссийскими политиками.

Уже ближайшее будущее покажет, что предложат новые политические лица во главе государств Восточной Европы. Но рассматривать их деятельность невозможно в отрыве от текущего контекста политической ситуации в мире в целом и особенностей этой ситуации для восточноевропейского региона.

Похоже, что мировую политику ждет очередная смена поколений, на этот раз уже в виде появления во главе государств политиков, демонстрирующих трезвый, прагматичный и взвешенный подход к тому, чем должны руководствоваться государства региона в проведении своей внешней политики.

Без сомнения, таким политиком является и избранный Президентом Республики Молдова 13 ноября этого года Игорь Додон. Нельзя не отметить тот факт, что победа в президентской гонке была одержана им в соперничестве с Майей Санду, кандидатом, поддерживаемым всеми проевропейскими партиями Молдовы. Кроме того, практически открытой поддержкой Майя Санду пользовалась и со стороны посольства США в Кишиневе. Таким образом, победа Игоря Додона – это во многом победа определенного геополитического вектора, которого продолжает придерживаться население Молдовы. И надо быть объективным – именно сворачивание торгово-экономических связей с Россией стало одной из основных причин серьезного ухудшения экономической ситуации в Молдове.

Подписание Договора об Ассоциации с Евросоюзом в определенной степени облегчило доступ молдавских товаров и сельхозпродукции на европейский рынок, но этот прирост экспорта не смог компенсировать потери от утраты рынка российского. Именно поэтому, возвращение молдавской винной и сельскохозяйственной продукции на российский рынок стало одним из главных приоритетов, провозглашенных Игорем Додоном. И надо сказать, что достаточно много было сделано им еще до избрания на высший государственный пост. Ряд сельскохозяйственных предприятий севера Молдовы и несколько винодельческих компаний из Гагаузии получили возможность экспортировать свою продукцию в Россию.

Следует также отметить, что уже после своего избрания, Игорь Додон заявил, что на данном этапе нет смысла разрывать Договор об Ассоциации с ЕС, но следует поставить вопрос об изменении его условий для того, чтобы данное соглашение не препятствовало развитию торгово-экономических связей с Россией и другими странами. Здесь необходимо четкое понимание того, что сегодня Молдова нуждается в крайне осторожной и сбалансированной политике, которая учитывала бы интересы страны, связанные с сотрудничеством с Россией и Евразийским экономическим сообществом. Поэтому, необходимо компромиссные формы сотрудничества с обеими Зонами свободной торговли, которые на сегодняшний день вступили в противоборство на территории Молдовы. Есть все основания полагать, что Игорю Додону удастся решить эту непростую задачу несмотря на то, что его полномочия как главы государства преподносятся как ограниченные, а функции называют исключительно представительскими.

Одной из главных своих задач, еще до выборов, Игорь Додон объявил достижение урегулирования с Приднестровьем. На сегодняшний день, это, пожалуй, самая сложная и трудноразрешимая проблема молдавской политики. Сложность ее связана не только с тем, что доверие между двумя берегами Днестра находится на критически низком уровне, но и потому, что сложившееся положение во многом устраивает определенных представителей администраций как в Тирасполе, так и в Кишиневе. Сложившаяся в результате 25 лет ситуация служит источником огромного количества, так называемых, «серых» схем, которые служат источником обогащения для чиновников на обоих берегах Днестра. И воспрепятствовать этому не в силах никакие контрольные органы вплоть до EUBAM, пограничной миссии Евросоюза.

Тем не менее, Игорь Додон – пожалуй, первый глава государства, который открыто заявил о намерении найти решение этой застарелой проблемы. И учитывая, что одним из необходимых для этого условий является добрая воля сторон, то уже наличие таковой является хорошим знаком, внушающим определенные надежды. Но этого, конечно, недостаточно. Безусловно, в решении вопроса по приднестровскому урегулированию Игорю Додону понадобится содействие и помощь внешних партнеров. В первую очередь – России, как страны, чье влияние в данном регионе очевидно и бесспорно. Не обойтись тут и без содействия сопредельной Украины и вот тут могут возникнуть проблемы. В первую очередь – из-за нынешнего состояния российско-украинских отношений, которые трудно охарактеризовать иначе, как плохими, если не враждебными.

Кроме того, если у Игоря Додона отношения и личные контакты с российскими официальными лицами складываются успешно, то про его отношения с украинскими официальными лицами этого сказать нельзя. Основной причиной этого называют ответ Игоря Додона на вопрос о принадлежности Крыма. Вопрос этот был задан ему во время предвыборной кампании и ответ получил широкий резонанс. При этом, необходимо отметить, что резонанс был вызван в первую очередь тем, что ответ Игоря Додона был приведен в урезанном виде. Напомним, на вопрос «Чей Крым?» Игорь Додон ответил, что фактически Крым принадлежит России, но юридически продолжает оставаться украинской территорией. Именно эти слова, о юридической принадлежности Крыма Украине и не были распространены так же широко, как и первая часть ответа. Надо сказать, что, к сожалению, украинская сторона восприняла эти слова неожиданно остро и болезненно, хотя полный ответ Игоря Додона не давал к этому никаких оснований.

Тем более, что Игорь Додон не раз давал открыто заявлял, что даже при наличии разногласий по отдельным вопросам, приоритетом во внешней политике республики Молдова должны оставаться крепкие и позитивные отношения в первую очередь с соседями, которыми для Молдовы являются Украина и Румыния.

Надо сказать, что таких расхождений во взглядах немало. И если с Румынией это, в первую очередь, касается вопросов по ратификации Договора о государственной границе, то с Украиной существует целый ряд проблем по вопросам экономики и экологии. В первую очередь, речь идет о начале строительства Украиной каскада гидроэлектроцентралей, что уже привело к значительному падению уровня воды в Днестре – главной водной артерии Молдовы. Пока, на данный момент, обращения молдавской стороны к своему украинскому соседу не привели к каким-либо взаимоустраивающим вариантам. Очевидно, что данная тема крайне важна для молдавской стороны и будет обсуждаться на самом высоком уровне. Ну а для достижения взаимного согласия, очевидно, необходимы нормальные рабочие отношения. Поэтому, не стоит сомневаться, что все нюансы, создающие напряженность будут в конце концов разрешены и отношения между Молдовой и Украиной будут развиваться в конструктивном и добрососедском ключе, как это и должно быть между добрыми соседями.

Вообще, надо отметить, что даже после оглашения результатов выборов, создается впечатление, что предвыборная кампания еще продолжается. Каждое слово, каждое высказывание новоизбранного президента не только отслеживается, но и «препарируется» и подвергается толкованиям, порой не всегда объективным и не всегда компетентным. Но, видимо, это участь не только президентов, но и всех политиков.

Что касается лично Игоря Додона, то можно не сомневаться, что в его лице Молдова получила деятельного и инициативного президента, который будет выгодно отличаться от предыдущего – Николая Тимофти, о котором граждане Молдовы забывали на многие месяцы.

Політика