Как известно, в Одесской области уже несколько месяцев происходит противостояние между поставщиками и потребителями природного газа по поводу огромных «виртуальных» долгов, которые образовались у абонентов компании «Одессагаз-поставка». С этой вопиющей ситуацией столкнулись десятки тысяч людей. Они не раз проводили акции протеста в Одессе, Измаиле и других городах области. Проблема приобрела такой масштаб и резонанс, что к её решению были вынуждены подключиться областные и районные органы исполнительной власти.
Напомним, что в роли «злостных» должников оказались абоненты, которые не успели или не смогли передать поставщику показания счётчиков с 1-го по 5-е число того месяца, когда определяется сумма оплаты за предыдущий месяц. В этом случае компания по собственной формуле начисляет абоненту объём потребления газа, в несколько раз превышающий показания приборов учёта. При этом добиться перерасчёта было практически невозможно, поскольку «Одессагаз-поставка» действует по принципу: «сначала заплати – потом можешь обжаловать». Кроме того, такие потребители включаются в реестр так называемого поставщика последней надежды (ППН), и для них стоимость газа – намного выше, чем для обычных абонентов.
Как сообщает газета «Ренийский вестник», на сегодняшний день в Ренийской громаде насчитывается в общей сложности 2099 «должников», в том числе в городе Рени – 938 человек. Среди сёл общины «лидерами» в этом плане являются Новосельское (288 «должников») и Котловина (264). Списки этих граждан с указанием места проживания (улицы и номера дома либо квартиры) опубликованы в социальных сетях. Возмущённые потребители стали жаловаться в местное газовое хозяйство и Ренийский горсовет.
Учитывая социальное значение данной проблемы, «Ренийский вестник» обратился к компетентным должностным лицам с просьбой рассказать о возможных путях её решения.
Руководитель Ренийского участка ООО «Одессагаз-поставка» Александра Казаны, в частности, разъяснила суть понятия «поставщик последней надежды» и механизм применения такой практики.
«Поставщик последней надежды – это временный поставщик газа. Потребитель, присоединённый к ППН, должен в течение 60 дней выбрать нового поставщика, иначе ему будут прекращены поставки газа. В Украине ППН – это «Нафтогаз». Его цена на газ для таких абонентов – 16,56 грн за кубометр», – сказала А. Казаны. Она отметила, что потребитель и в обычной ситуации имеет право перейти к любому другому поставщику, в том числе к «Нафтогазу», который в настоящее время предлагает более дешёвый газ, чем компания «Одессагаз-Поставка» (7,96 грн и 9,20 грн за кубометр соответственно).
Какие последствия наступят для потребителей из реестра ППН в том случае, если они не урегулируют проблему с «виртуальными» долгами? Отвечая на этот вопрос, А. Казаны отметила, что поставщик последней надежды берёт абонентов только на два месяца. А дальше, если конфликт не будет решён, «Одессагаз» отключит должника от газоснабжения. При этом задолженность не позволит ему перейти к другому поставщику.
Начальник Ренийского управления эксплуатации газового хозяйства АО «Одессагаз» Иван Николаиди напомнил, что ещё в 2015 году был принят Кодекс газотранспортных систем, и именно этим документом предусмотрена необходимость снимать показания счётчика 1-го числа каждого месяца и до 5-го числа передавать их оператору газораспределительных сетей. Если абонент не выполняет данное требование, ему начисляют объёмы потребления газа по нормативам компании (расчётное начисление). По словам И. Николаиди, этот пункт начали применять с ноября 2020 года, и отменить его может только Нацкомиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
«Люди, не согласные с расчётными начислениями, могут написать заявление на бланке утверждённого образца. В связи с карантином мы выставили на улице, возле газового хозяйства, столик, на котором можно заполнить такой бланк и бросить заявление в ящик. На основе этих заявлений мы снимаем показания потребления за прошедший месяц. То есть по указанному в заявлении адресу приходит контролёр. Он приводит расчётные начисления в соответствие с реальными показаниями прибора учёта, после чего делается перерасчёт. С минусом тех кубометров газа, которые абонент не потребил», – сообщил И. Николаиди.
«Абонент сначала должен обратиться к нам, в Ренийский участок «Одессагаз-поставка», – добавила А. Казаны. – Если мы убедимся, что человек попал к ППН, то направим его в газовое хозяйство «Одессагаз», где и можно написать соответствующее заявление. Насколько я знаю, перерасчёт производится за период, начиная с 1 января текущего года. Если долг реальный, абонент его погашает, а если «искусственный», то задолженность аннулируется. После этого потребитель решает: либо он возвращается к нам, в «Одессагаз-поставка», либо уходит к другому поставщику. Достаточно желания потребителя. Заявление на перерасчёт можно подать и в электронном виде».
Група депутатів Європейського парламенту закликала великий бізнес та відомі бренди відмовитися від розміщення реклами у прокремлівських засобах масової інформації, які поширюють дезінформацію та пропаганду. Читати далі
Пріоритетом державної політики забезпечення Збройних сил має бути максимальне завантаження українського бізнесу військовим замовленням. Це дозволить розвивати економіку та знизити залежність від наших партнерів. Про це в інтерв’ю заявив підприємець, експерт по енергетиці Олександр Кацуба. Читати далі