Как известно, в Одесской области уже несколько месяцев происходит противостояние между поставщиками и потребителями природного газа по поводу огромных «виртуальных» долгов, которые образовались у абонентов компании «Одессагаз-поставка». С этой вопиющей ситуацией столкнулись десятки тысяч людей. Они не раз проводили акции протеста в Одессе, Измаиле и других городах области. Проблема приобрела такой масштаб и резонанс, что к её решению были вынуждены подключиться областные и районные органы исполнительной власти.
Напомним, что в роли «злостных» должников оказались абоненты, которые не успели или не смогли передать поставщику показания счётчиков с 1-го по 5-е число того месяца, когда определяется сумма оплаты за предыдущий месяц. В этом случае компания по собственной формуле начисляет абоненту объём потребления газа, в несколько раз превышающий показания приборов учёта. При этом добиться перерасчёта было практически невозможно, поскольку «Одессагаз-поставка» действует по принципу: «сначала заплати – потом можешь обжаловать». Кроме того, такие потребители включаются в реестр так называемого поставщика последней надежды (ППН), и для них стоимость газа – намного выше, чем для обычных абонентов.
Как сообщает газета «Ренийский вестник», на сегодняшний день в Ренийской громаде насчитывается в общей сложности 2099 «должников», в том числе в городе Рени – 938 человек. Среди сёл общины «лидерами» в этом плане являются Новосельское (288 «должников») и Котловина (264). Списки этих граждан с указанием места проживания (улицы и номера дома либо квартиры) опубликованы в социальных сетях. Возмущённые потребители стали жаловаться в местное газовое хозяйство и Ренийский горсовет.
Учитывая социальное значение данной проблемы, «Ренийский вестник» обратился к компетентным должностным лицам с просьбой рассказать о возможных путях её решения.
Руководитель Ренийского участка ООО «Одессагаз-поставка» Александра Казаны, в частности, разъяснила суть понятия «поставщик последней надежды» и механизм применения такой практики.
«Поставщик последней надежды – это временный поставщик газа. Потребитель, присоединённый к ППН, должен в течение 60 дней выбрать нового поставщика, иначе ему будут прекращены поставки газа. В Украине ППН – это «Нафтогаз». Его цена на газ для таких абонентов – 16,56 грн за кубометр», – сказала А. Казаны. Она отметила, что потребитель и в обычной ситуации имеет право перейти к любому другому поставщику, в том числе к «Нафтогазу», который в настоящее время предлагает более дешёвый газ, чем компания «Одессагаз-Поставка» (7,96 грн и 9,20 грн за кубометр соответственно).
Какие последствия наступят для потребителей из реестра ППН в том случае, если они не урегулируют проблему с «виртуальными» долгами? Отвечая на этот вопрос, А. Казаны отметила, что поставщик последней надежды берёт абонентов только на два месяца. А дальше, если конфликт не будет решён, «Одессагаз» отключит должника от газоснабжения. При этом задолженность не позволит ему перейти к другому поставщику.
Начальник Ренийского управления эксплуатации газового хозяйства АО «Одессагаз» Иван Николаиди напомнил, что ещё в 2015 году был принят Кодекс газотранспортных систем, и именно этим документом предусмотрена необходимость снимать показания счётчика 1-го числа каждого месяца и до 5-го числа передавать их оператору газораспределительных сетей. Если абонент не выполняет данное требование, ему начисляют объёмы потребления газа по нормативам компании (расчётное начисление). По словам И. Николаиди, этот пункт начали применять с ноября 2020 года, и отменить его может только Нацкомиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
«Люди, не согласные с расчётными начислениями, могут написать заявление на бланке утверждённого образца. В связи с карантином мы выставили на улице, возле газового хозяйства, столик, на котором можно заполнить такой бланк и бросить заявление в ящик. На основе этих заявлений мы снимаем показания потребления за прошедший месяц. То есть по указанному в заявлении адресу приходит контролёр. Он приводит расчётные начисления в соответствие с реальными показаниями прибора учёта, после чего делается перерасчёт. С минусом тех кубометров газа, которые абонент не потребил», – сообщил И. Николаиди.
«Абонент сначала должен обратиться к нам, в Ренийский участок «Одессагаз-поставка», – добавила А. Казаны. – Если мы убедимся, что человек попал к ППН, то направим его в газовое хозяйство «Одессагаз», где и можно написать соответствующее заявление. Насколько я знаю, перерасчёт производится за период, начиная с 1 января текущего года. Если долг реальный, абонент его погашает, а если «искусственный», то задолженность аннулируется. После этого потребитель решает: либо он возвращается к нам, в «Одессагаз-поставка», либо уходит к другому поставщику. Достаточно желания потребителя. Заявление на перерасчёт можно подать и в электронном виде».