История учит тому, что ничему не учит. Даже если это история годичной давности. А ещё ничему не учит наша национальная забава – «хождение по граблям». Даже если на лбу – сплошные шишки и синяки…
«На стыке» 2014 и 2015 годов Одесская область пережила один из самых страшных транспортных коллапсов в своей истории: аномальные снегопады на несколько дней полностью парализовали движение на автодорогах, многие населённые пункты оказались практически отрезанными от внешнего мира. По злой иронии судьбы эта чрезвычайная ситуация совпала с пилотным проектом реформирования дорожного хозяйства Одесщины. В результате реорганизации большинство местных автодорожных предприятий было ликвидировано, а все обязательства по ремонту и обслуживанию дорог взяли на себя частные компании, выигравшие соответствующий тендер и получившие гарантии государственного финансирования своей деятельности.
В числе этих компаний оказалась дорожно-строительная фирма «Евродор», которая в 2014 году получила госзаказ на обслуживание и ремонт 740 километров дорог в Ренийском, Измаильском и Болградском районах на общую сумму более 43 млн грн. Однако компания фактически провалила снежный «экзамен» – она либо вообще не чистила дороги от снега, либо чистила крайне несвоевременно.
Возмущение местного населения бездействием «Евродора» было столь велико, что резонанс докатился до Кабмина и Верховной Рады, а тогдашний губернатор Одесской области Игорь Палица был вынужден публично оправдываться. В середине января 2015 года глава облгосадминистрации провёл встречу с активистами общественных организаций. Комментируя критическую ситуацию, сложившуюся на дорогах региона после предновогодних снегопадов, губернатор взял на себя часть ответственности за автотранспортный паралич. По словам И. Палицы, его вина заключается в том, что облгосадминистрация не проверила достоверность информации о готовности дорожных предприятий к работе в зимних условиях. Как признался губернатор, компания, выигравшая тендер на обслуживание дорог, попросту его обманула.
За два месяца до снежных заносов руководство области провело ряд совещаний, на которых дорожные и прочие службы отчитались о том, что они полностью готовы к зиме. «Мы не проверили их работу тогда – в этом наша вина, – заявил И. Палица. – Нам доложили, что есть пункты обогрева и более 400 единиц техники, которая готова убирать снег с дорог». Но, как оказалось, количество снегоуборочных машин было сильно преувеличено. И как только дороги утонули в снегу, ложь вылезла наружу.
Несмотря на жёсткий, совершенно обоснованный «разбор полётов» (причины и последствия снежного коллапса были детально проанализированы на одной из сессий Болградского райсовета, а в Измаиле этой ситуации было посвящено совещание с участием народного депутата Украины Александра Урбанского), руководитель «Евродора» Артак Аветисян… обиделся. И обиделся в первую очередь на местную и областную прессу, которая, по его мнению, необъективно освещала роль дорожной фирмы в борьбе со стихией. Как только появились первые критические публикации в адрес «Евродора», Артак Георгиевич поспешил дать интервью и опровергнуть все обвинения.
И всё же факты – вещь упрямая. Достаточно сказать, что город Рени оставался отрезанным от областного центра с 26 декабря по 4 января, а дороги Болградского района были очищены от снега (да и то не полностью) лишь 5 января, причём значительная часть этой работы была выполнена силами местных сельхозпредприятий.
В общем, как бы то ни было, в январе прошлого года все действующие лица, так или иначе причастные к «битве» с транспортным коллапсом, пообещали сделать выводы и принять все меры для того, чтобы подобное не повторилось следующей зимой. Одесский облсовет даже обратился к Кабмину и Укравтодору с просьбой пересмотреть дорожную реформу, обернувшуюся в итоге катастрофической ситуацией на автотрассах региона.
И что же? Всё повторилось ровно через год! Правда, в меньших масштабах, но в целом совпадение ситуаций просто поражает. «Евродор» вновь не стал спешить чистить автотрассы от снега, и решение этой задачи пришлось взять на себя местным органам власти, ГСЧС и предприятиям.
Вот лишь некоторые факты последних дней, свидетельствующие о том, что частные дорожные службы так и не извлекли никаких уроков из прошлогоднего конфуза.
Когда образовались снежные намёты между сёлами Орловка и Новосельское, сельский голова Орловки Михаил Куванжи дал команду спасать положение своими силами: на расчистку этой трассы было направлено три единицы техники. Оперативное руководство работами взял на себя главный инженер сельхозпредприятия «Дунай-Агрос»Николай Павел.
В это же время в Рени доставили роженицу из Долинского, которую надо было срочно госпитализировать в Измаил. Бедная женщина уже и без того натерпелась – её буквально эвакуировали сотрудники ГСЧС.Как сообщил начальник Ренийской пожарно-спасательной части Владимир Барашкевич, поздним вечером 18 января из Долинского поступил сигнал о том, что у 22-летней беременной женщины начались схватки. Родственники попытались вывезти её из села, но дорога на Рени была перекрыта сугробами. Выручили спасатели, доставившие роженицу в город на КрАЗе-260 ТММ.
Одна ренийская семья, которая ещё осенью приобрела туристические путёвки в Грецию и билеты на самолёт, 18 января застряла под Орловкой. Выбраться из Рени удалось через… Молдову. Там, разумеется, была аналогичная погода, однако (о, чудо чудное и диво дивное!) дороги были расчищены от снега. Ренийские туристы без проблем доехали до Кагула, оттуда – в Кишинёв, а дальше поездом добрались до Одессы.
По словам председателя Ренийского райсовета Олега Зуева, благодаря технике местных фермеров и сельхозпредприятий удалось организовать расчистку дороги Орловка–Нагорное–Котловина.
И так далее, и тому подобное…
А где же в эти дни был «Евродор», получающий от государства десятки миллионов гривен на обслуживание дорог? Небось, до сих пор обижается на «несправедливую» критику. С прошлого года.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.