Рождество у гагаузов всегда считалось семейным праздником. По старинной традиции, в канун Рождества вся семья и близкие родственники собирались вместе за праздничным столом. Так происходит и по сей день. Но мало кто сегодня задумывается о том, что у такой совместной трапезы изначально было обрядовое значение, гораздо более глубокое по смыслу, чем просто шумное и многолюдное застолье.
Вот что говорится об этом в монографии «Гагаузская календарная обрядность» (Е. Сорочану, 2006 г.): издревле наши предки верили, что разнообразие блюд на рождественском столе будет содействовать улучшению плодородия земли, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. В канун Рождества обычно варили коливу, пекли значительное количество обрядовых хлебов. В зависимости от функции рождественские хлебы подразделяются на три вида: 1) поминальные, 2) посвященные самому празднику (вид бескровной жертвы), 3) предназначенные для дарения колядующим (детям и взрослым). Трапезу, все виды обрядовых хлебов и всех сидящих вокруг трапезы окуривали ладаном.
Рождественский хлеб, предназначенный богу (его отличал вензель ‘Христос’), хозяин дома разламывал и раздавал всем домочадцам. Кому доставался самый большой кусок, того ожидало большое счастье в новом году.
Новогодний ритуальный ужин в отличие от предыдущих был скоромным. Главной едой была свинина, готовили ее в различном виде: холодец, жаркое, разные сорта домашних колбас, котлеты, голубцы и др. Для колядующих пекли обрядовые калачи, для сурвакниц- бублики, печенье (kovrik, pitiçka). Пекли и специальный слоеный пирог (pide), по которому гадали о благополучии членов семьи. Делалось это так: хозяйки запекали в пироге разные предметы: колосок пшеницы (символизировало плодородие), монету (богатство), фруктовую веточку (счастье), кольцо (свадьба), кусок шерсти (будущий чабан и приплод овец), перо домашней птицы (число домашней птицы удвоится в будущем году), соломинку (хороший наездник и приплод коней) и т.д. Во время ритуального ужина хозяин дома разрезал пирог по количеству членов семьи. Каждый гадавший ждал в течение года события, связанного с символикой предмета, обнаруженного в его куске пирога.
Широко были распространены у гагаузов и девичьи гадания о замужестве. Под Новый год девушки клали под подушку зеркальце, надеясь во сне увидеть лицо суженого, утром же тщательно подметали комнаты, мусор выносили на улицу, становились на веник и прислушивались — какое мужское имя донесется первым, так будут звать будущего супруга.
Подобные гадания были известны также в канун Рождества. Девушки выходили на улицу и прислушивались: с какой стороны залает собака, запоет петух, раздастся блеянье ягнят, скрип повозки и пр. — с той стороны к ней и явится жених. Гадали девушки и о времени замужества: каждая выпекала маленький хлебец (pitacık), и, собравшись вместе, они одновременно кидали хлебцы домашней собаке. Та девушка, чей хлебец будет съеден раньше, и выйдет замуж первой.
Кроме любовных гаданий, популярными были и гадания на погоду. Так, в канун Нового года предки делили луковицу на двенадцать долек — каждая из них соответствовала определенному месяцу года. Дольки посыпали солью и оставляли на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывали, какой из месяцев будет засушливым, а какой дождливым. В некоторых селах в каждую из двенадцати частей луковицы клали какие-либо злаки: зерна пшеницы, кукурузы, овса и т.д. В какой из долек лука наутро выступало больше влаги, – той культуре в новом году пророчили наибольшую урожайность.
Група депутатів Європейського парламенту закликала великий бізнес та відомі бренди відмовитися від розміщення реклами у прокремлівських засобах масової інформації, які поширюють дезінформацію та пропаганду. Читати далі
Пріоритетом державної політики забезпечення Збройних сил має бути максимальне завантаження українського бізнесу військовим замовленням. Це дозволить розвивати економіку та знизити залежність від наших партнерів. Про це в інтерв’ю заявив підприємець, експерт по енергетиці Олександр Кацуба. Читати далі