Наверное, в Украине нет ни одного района, города или села, где было бы всё прекрасно с наполнением местного бюджета. Не является исключением и Ренийский район. На сессиях райсовета, заседаниях коллегии райгосадминистрации и других совещаниях с участием чиновников регулярно рассматривается вопрос о дополнительных источниках финансовых поступлений в казну. Должностные лица, отвечающие за бюджетное благополучие, всякий раз призывают друг друга искать резервы, тем более что тут все единодушны: эти резервы есть!
Однако проходят годы, а данный вопрос не просто остаётся в повестке дня, но и обостряется. Возникает ощущение, что дополнительные источники наполнения бюджета превратились для местных властей в этакую синюю птицу, которую они ловят, но никак не могут поймать. Почему? Ответ, как это часто бывает в нашей стране, теряется в дебрях бюрократического абсурда и нормативно-правового маразма…
В конце мая нынешнего года, на очередном заседании коллегии РГА, дискуссия на тему поиска бюджетных резервов вышла за рамки официального протокола: в открытую «дуэль» вступили сельский голова Долинского Виктор Фетеля и начальник Госналогинспекции в Ренийском районе Андрей Кучма. Они, мягко говоря, разошлись во мнениях по поводу эффективности взимания земельных платежей и подоходного налога в сельской местности.
Чтобы суть проблемы была понятна, необходимо пояснить, что 50% отчислений подоходного налога поступает в районный бюджет, и по 25% получают область и органы местного самоуправления. Что касается налога на землю и земельной арендной платы, то эти доходы на 100% остаются в городских и сельских бюджетах. Таким образом, местные советы кровно заинтересованы в том, чтобы использовать названные финансовые источники максимально. Но, с другой стороны, что делать, если, например, земля эксплуатируется незаконно или фермеры нанимают нелегальную рабочую силу и, разумеется, не платят подоходный налог? Подобные нарушения встречаются сплошь и рядом, но для борьбы с ними у сельсоветов нет реальных полномочий и возможностей.
Именно эту нехитрую мысль пытался донести до членов коллегии РГА сельский голова Долинского. По словам Виктора Фетели, сельсовет не может мобилизовать финансовые резервы без помощи земельной инспекции и налоговой службы, но контролирующие органы, мол, самоустраняются от решения проблемы.
Андрей Кучма, как говорится, в долгу не остался. Он напомнил, что налоговая инспекция не имеет права по собственной инициативе проводить такие проверки (?! – А.П.), но может реагировать на сигналы сельсовета. А их, этих сигналов, как раз и нет. Андрей Кучма заметил, что среди тех, кто незаконно обрабатывает землю и использует нелегальный труд, есть родственники и друзья сельского головы, поэтому Виктор Фетеля просто не хочет с ними ругаться. Начальник налоговой инспекции закончил свою отповедь в духе «мораль сей басни…»: если в бюджете не хватает денег, то давайте искать их вместе!
Казалось бы, проблема ясна, механизмы её решения известны, ответственные лица понимают свою роль. Что мешает принять необходимые меры? Работайте – и результат будет. А вот и нет. На минувшей сессии Ренийского райсовета вышеизложенная коллизия повторилась практически точь-в-точь. Вновь возникла тема резервов бюджета, и опять Виктор Фетеля задал свой «коронный» вопрос: как реально наказать тех, кто незаконно использует землю и, соответственно, ничего не платит в казну? Почему при выявлении подобных фактов не работают рычаги государственного контроля?
Комментарий прозвучал с той лишь разницей, что на сей раз его дал не Андрей Кучма, а исполняющий обязанности главы Ренийской РГА Сергей Барымов. Он снова отметил, что «налоговая вообще не имеет права проводить такие проверки», а земельная инспекция… просто бессильна.
Вот уже более двух лет должность земельного инспектора в Ренийском районе остаётся вакантной (по словам председателя райсовета Ивана Ковальжи, формально эту территорию курирует болградский инспектор, но он здесь даже не появляется). Однако в любом случае местный сотрудник земельной инспекции, как оказалось, не вправе действовать самостоятельно – даже если он выявил нарушение, или узнал о нём. Соответствующую проверку может санкционировать или осуществить только областная земельная инспекция. А она, по словам С. Барымова, на все обращения из Ренийского района отвечает отписками, суть которых проста: у инспекции нет возможности проверить те или иные факты непосредственно на месте, поскольку в службе не хватает людей, действующие сотрудники загружены работой и т.д. Круг замкнулся…
Что же получается? Наше государство в лице органов власти и контролирующих служб ставит определённые задачи (в данном случае требует найти резервы для наполнения бюджета), но одновременно признаётся, что попросту не способно их выполнить. И такая ситуация существует в масштабах всей страны! Как назвать такую «политику»? Я бы назвал её узаконенной профанацией.
Если посмотреть на всё это с точки зрения обыкновенного здравого смысла, не вникая в бюрократические тонкости (пусть бюрократы в них и разбираются), то у любого рядового гражданина возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужна огромная государственная машина, состоящая из множества всевозможных служб и ведомств, где тысячи и тысячи людей ходят на работу и получают зарплату, если эффективность этой работы зачастую – «ниже плинтуса»? Отсюда вытекает ещё более важный вопрос: когда же мы увидим те глубокие и системные реформы, которые нам обещают уже 10 лет?
Увидим ли?
* * *
К слову, очередная сессия Ренийского райсовета утвердила отчёт райгосадминистрации о выполнениирайонного бюджета за 9 месяцев текущего года. Как доложила начальник финансового управления РГА Людмила Чакыр, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, поступления в общий фонд райбюджета увеличились на 918,7 тыс. грн, или на 9,5%. В частности, подоходный налог перечислен в объёме 10 млн 637 тыс. грн при плане 8 млн 145 тыс. грн (130%).
На первый взгляд, эти цифры выглядят оптимистично. Однако начальник Госналогинспекции в Ренийском районе Андрей Кучма призвал не обольщаться по поводу перевыполнения доходной части районного бюджета. Андрей Николаевич отметил, что рост поступлений в местную казну обеспечивается в настоящее время только за счёт реструктуризации прежних долгов Ренийского порта. Однако скоро этот финансовый источник иссякнет, и тогда с выполнением райбюджета могут возникнуть проблемы.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Мінагрополітики розпочинає політику реального імпортозаміщення в сфері продовольства і разом з Кабміном розпочинає формування дорожньої карти для переорієнтації держзакупівель.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.