Фотопрогулка по Одессе будет неполной, если не обращать внимания на дивных существ, которые часто встречаются на фасадах зданий, в качестве декора, в качестве защитных символов, в качестве некоего тайного послания архитектора/строителя будущим поколениям.
Практика изображения мифологических существ была распространена ещё в древности. Ещё наши предки изображали в пещерах и на скалах тех существ, с которыми им приходилось встречаться и биться, а также тех существ, которые должны были защищать и покровительствовать им. Часть мифологических существ весьма древняя. Некоторые из них дошли до наших дней. Возьмем, к примеру, сфинкса, который охраняет пирамиды в Гизе.
Сфинкс — мифическое существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Сфинксов в Одессе не так и много, но один из акротерионов притаился на доходном доме Руссова на улице Коблевской. Он выглядит не особо хорошо, все-таки ему более ста лет. А вот его зеркальную копию вы уже не увидите — не сохранился. Ещё пару сфинксов можно обозреть на доме по улице Маразлиевской. Там на фасаде присутствуют два горельефа с женской головой и грудью, мощными львиными лапами и в головном уборе.
Акротерий (акротерион) — в классической архитектуре — общее наименование наверший, элементов, венчающих здание, расположенных на стене выше венчающего карниза, в частности элементов, оформляющих углы треугольного фронтона.
Вот кого в Одессе немало, так это грифонов. Сразу вспоминается скульптурная композиция в Уголке старой Одессы. Там один уцелевший из восьми сфинксов, которые охраняли вход на старый базар.
Часто грифоны поддерживают консоли балконов. В таком виде их можно увидеть на улице Гоголя. Грифоны — частые гости фасадов, причем вне зависимости от периода постройки и стилевых решений архитектора. И ещё пару грифонов можно увидеть на фронтоне здания археологического музея. Это тоже акротерион, но уже не со сфинксами, а с грифонами. Здесь они хорошо сохранились и прекрасно видны с любой обзорной точки.
Также самые разные мифологические существа поселились на здании новой биржи, больше известной как здание филармонии. Архитектор Александр Бернардацци не пожалел «драконов»: целая дюжина химерических созданий охраняли спокойствие маклеров и банкиров, поддерживая балконы второго этажа. Их можно увидеть, если зайти в «итальянский дворик», где сейчас летняя площадка ресторана «Бернардацци».
.
Также мифические существа выступают частями декора окон и даже флагодержателями. Такие интересные особенности художественного литья можно найти на домах по улице Преображенской и Новосельского.
Изображения реальных и мифических животных украшают здание одесской Оперы. Здание было спроектировано двумя видными австрийскими архитекторами Фельнером и Гельмеров, а вот со скульптурами работали Ф. Натали и Ф. Фридль.
По обе стороны парадного входа в театр — скульптурные группы. Справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы», главные герои которой — подданные царя Удода (есть такая птица), слева — трагедии Эврипида «Ипполит». Рядом с главными действующими лицами можно увидеть хвост и туловище мифического существа.
Странные и страшные существа оккупировали фасад здания, которое принадлежало семье купцов Новиковых, занимавших видное положение в Одессе XIX – начале XX вв. Сейчас там Одесский историко-краеведческий музей. А фасад сочетает в себе самые разные античные символы.
Нина Бондаренко в своей книге описывает их так: «похожие на сирену женщины с крыльями и ногами морской птицы, описанные Аполлоном Родосским, поселились на фасадах дома Новикова на улице Гаванной».
Расшифровка символа многогранна, так иногда их описывают как птицу сирин, которая своим пением приносит людям забвение и потерю памяти, или же ещё более страшное создание — гарпии — которых изображали в виде крылатых чудовищ в виде птиц с женскими головами.
Впрочем, встречаются и довольно милые и приятные глазу создания. Птицеподобный дракон притаился на фасаде здания по улице Пушкинской. Это доходный дом Ралли, построенный в стиле модерна в самом начале XX в. Этот птицеподобный дракон, согласно интерпретации, мирно относится к людям, поэтому изображение его на фасаде жилого (доходного) дома вполне объяснимо.
Сегодня мы рассказали только о части мифологических существ, притаившихся на фасадах одесских зданий, в другой раз мы поведаем о других, не менее интересных символах, которые встречаются на одесских домах.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.