Не мною замечено, что когда в стране возникают серьёзные социально-экономические проблемы, когда там неустойчива общественно-политическая ситуация, то в данном территориальном образовании неизменно зарождается националистическое движение. Это не на шутку многих беспокоит. Вместе с тем, перефразированная мысль о том, что «национализм – последняя пристань для негодяев», хоть и расхожа, но, на мой взгляд, достаточно однобока.
КАК ЭТО БЫЛО В АККЕРМАНЕ
1
Вспоминается одна из моих встреч с коренным жителем Белгорода-Днестровского – Фёдором Фёдоровичем Лебедевым. Он родился ещё на заре прошлого века. Многое повидал на своём веку, на всё имел свою точку зрения и скептически относился к суете истеричных, новоявленных политиков, насмешливо-презрительно называя их «босяками», причём, в среднем роде – «воно».
Это было в самом начале 90-х. Лето. Ближе к осени. Мы сидели во дворе Лебедева под плотной сенью шатра разросшегося винограда. Из старого динамика радиоточки хрипло выплёвывалась перебранка политиков. Фёдор Фёдорович угощал меня сухим розовым вином прошлого года, и разговор шёл о политике (то есть, «за босяков»).
– Ты только послушай их, – кивнул старик на радиоточку. – Откуда столько крайностей во взглядах?
– Это выступает националист, – пожал плечом я и спросил: – А, кстати, как было раньше у нас с этим делом? Я имею в виду лет шестьдесят назад. Советской власти тогда ведь не было…
– Раньше! – хмыкнул Лебедев. – Та мы в те годы понятия не имели про национализм. Не потому что тёмные. Ты послушай, сынок…
То, о чём поведал мне старый аккерманец, я изложу своим слогом.
2
Так уж сложилось исторически, что в Аккермане по различным сведениям проживает более 60 национальностей и народностей. В годы румынской оккупации, да и ранее, на территории города располагались две православные, греческая, болгарская, армянская церкви. Кроме того, прихожане посещали две действующие синагоги, католический костёл, кирху. Это уже в период Великой Отечественной войны, когда Аккерман заняли фашисты Германии вкупе с румынами, последние стали требовать от местного населения, чтобы те объяснялись исключительно на румынском языке. Непокорных, или неспособных к чужой речи, подзадоривал увесистый батай (палка, дубинка, хлыст). Такова была стратегия оккупантов.
Калейдоскоп национальностей в Аккермане решительно не отражался на взаимоотношениях горожан. Русский женился на еврейке, поляк связывал себя браком с темноглазой молдованкой, а жгучая гречанка становилась супругой украинца – такие «коктейли» раньше никого не смущали и уж тем более, не становились причиной межнациональных конфликтов.
Был такой случай. Во время облавы фашисты сгоняли евреев в синагогу. Их ждала незавидная участь. Один еврей чудом сумел проскользнуть мимо гитлеровского патруля. Он прибежал к соседу. Тот, кстати, был аккерманским немцем. Отто (кажется, так его звали), не проронив ни слова, спрятал у себя в подвале еврейского знакомого. Просто ЗНАКОМОГО. Нашлись «добрые» люди – доложили в гестапо. Еврея так и не нашли только потому, что его не выдал Отто, хотя тому пришлось два дня просидеть в камере с уголовниками.
А скажите, уважаемые, такое. Если бы подобная ситуация сложилась в наше время, вы уверены, что поступили бы так, как тот аккерманский немец по отношению к еврею? Только – честно. Вот и я о том же… Мы, порой, готовы своим близким глотки перегрызть из-за клочка наследственной земли, а что уж там говорить об иноплемённых…
Лебедев вспоминал, как на свадьбах, смешно коверкая слова, русский напевал украинскую песню, как шафер болгарин обнимался с подружкой невесты – с армянкой. Абсолютно разных по национальной принадлежности людей, точно отец родной, объединял старый добрый Аккерман. Разумеется, возникали и споры, и даже драки, но уже через час-другой скандалисты, потирая синяки, и, посмеиваясь друг над другом, сидели за стаканом вина и вовсю горланили песни – каждый на своём языке.
ОДНАКО…
1
О том, что национализм стремительно проникает в регионы, где прежде население ему, мягко говоря, не симпатизирует, сегодня не говорить, значит, лукавить. Другое дело, НАСКОЛЬКО это опасно? Да и опасно ли вообще?
Позволю высказать личное мнение. Оно может несколько не совпадать с общепринятым, и всё же. Так вот, я считаю, что национализма бояться не следует, как не стоит остерегаться злобно лающей собаки на крепкой цепи. Скажу более того, если отнестись взвешенно, с умом (ну, это, как понимаете, не просто для нашего человека) к самой идее национализма, то он бы стал неким вспомогательным звеном в цепи воспитания политической сознательности народа. Ведь, не секрет, что при всех плюсах, устойчивой государственной идеологии у нас нет. Разве что, кроме возни по «европейскому» вопросу и оселедце-шароварного движения перезревших мужиков, забавляющихся деревянными саблями и штофом горилки.
2
Мне категорически не по душе, когда некий прыщ с «северов» в моём же городе называет меня «хохлом». Мне не нравится, когда некто из-за неважно каких «бугров» регулирует, как нам жить, сколько платить за коммуналку, как воспитывать детей, во сколько лет выходить на пенсию, вступать или не вступать куда-нибудь. Меня коробит от того, что посол «сверхдержавы» свысока даёт рекомендации нашему представителю высшей власти, как обычному сенатору из его далёкой штатной родины. Почему я должен есть яблоки, выращенные чёрт знает где, смотреть фильмы о чьих-то чужих непонятных мне судьбах, употреблять, нет – засорять свою речь иностранными словечками или же терминами, кои мне доступнее на своём, родном с детства языке? Коль мы себя позиционируем, как независимое государство, так давайте, в конце концов, НЕ ЗАВИСЕТЬ! Давайте работать на себя, а не на дядюшку Сэма или же царя-батюшку, кормильца и проч., который мой тёзка. Давайте сотрудничать с ними, дружить, но не пресмыкаться, не угодничать, и уж, конечно, не посылать всех без разбору, куда-нибудь. Кто уважает халдеев или дураков? Да никто.
Вот это, по моему убеждению, и есть здоровые проявления национальной сознательности. Всё остальное – от бесноватых.
Вся беда в том, что наши националисты ловко оперируют вышеозначенными посылами, вплетая их в свою стратегию национал-социализма, а это абсолютно разные вещи, подобно тому, как разнятся коса, что является частью прибрежной суши, и коса-инструмент, предназначенный для срезания травы на лугах.
P.S.
Я не политик, я – журналист. Я живу жизнью своих земляков – обычных, где-то бесхитростных. Среди них и болгары, и молдаване, и евреи, и русские, и украинцы. Их язык привычно звучит на улицах моего города. Звучит не одно столетие. Что нам делить? В трудную минуту – доброе слово, кусок хлеба, в редкие дни удач – их радость. Что нам делить?
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.