Недавно в Одессе появился новый театр – Болгарский драматический. Правда, у него ещё нет своего помещения, так что премьеру первого спектакля – трагикомедии «Автобус» (в болгарском варианте – «Рейс»), поставленной по мотивам одной из самых популярных пьес известного болгарского драматурга Станислава Стратиева, зрители смогут увидеть 7 и 8 июня на малой сцене Одесского украинского театра.
Думаю, что информация эта заслуживает особого внимания, ведь рождение нового национального театра можно считать важным событием в культурной жизни Южной Пальмиры. Тем более, что Одесса, впрочем, как и другие города Украины, не может похвастаться разнообразием театров, представляющих национальности, проживающие в нашей области.
Несмотря на постоянные заявления официальных лиц о том, что в области проживает в мире и согласии более 100 национальностей, которые неуклонно развивают свою культуру, далеко не каждый из этносов может этим похвастаться. В лучшем случае культурное разнообразие различных народов представляют самодеятельные фольклорные вокальные и хореографические коллективы. Что касается театрального творчества и развития национальных культур в этом направлении, то тут, увы, похвастаться нечем…
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, одной из особенностей состава населения Одесской области является его многонациональность. На территории области проживают представители свыше 133 национальностей и народностей. Подавляющее большинство из них – украинцы, численность которых в 2001 году составляла 1542,3 тыс.человек, или 62,8% от общей численности населения. Второе место по численности за русскими, которых на дату переписи насчитывалось 508,5 тыс. человек или 20,7%. Третье место занимают болгары – их насчитывалось 150,7 тыс. человек или 6,1%. Молдаван на тот момент было 123,8 тыс. человек или 5,0%, гагаузов – 27,6 тыс. человек или 1.1%. Каждая из остальных национальностей, представленных в области, насчитывает менее 1% от населения области.
Если спроецировать национальный состав населения области на театральную карту Одесчины, то они явно не совпадут. И это несовпадение довольно ощутимо, ведь в Одессе существуют только три национальных театра, представляющих, соответственно, три национальности: русских, украинцев и евреев. Это Одесский академический русский драматический театр им. А.В. Иванова, который существует уже почти 140 лет, Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько, открытый в 1925 году, и довольно молодой Одесский еврейский камерный театр «Гэвэл Гэволим» («Суетва сует»), который выступает на сцене Еврейского культурного центра «Beit Grand». Кстати, если привязывать существование театра к количеству населения той или иной национальности, проживающего в области, то одесских евреев можно поздравить – насчитывая по результатам переписи 2001 года 13,4 тыс. человек или 0,6%, они сумели создать свой театр, что ещё раз доказывает верность сократовской фразы о том, что тот, кто хочет чего-то добиться, ищет способ, кто не хочет – причину.
… К сожалению, этим перечень национальных театров Одессы и заканчивается. Не правда ли – не очень радостная картина.
В то же время, Одесса помнит те часы, когда в городе существовало намного больше национальных театров. Время это пришлось на 1920-30-е годы, когда на Одесчине проживали представители более 60 национальностей. Именно тогда началось активное развитие сельских драмкружков в Украине. Еженедельник «Театральная неделя» отмечал рост, особенно в провинции, «театральных организаций». Драмкружки имелись почти во всех сёлах Одесчины. Тяга к ним крестьянства была очень велика, но часто ввиду полного отсутствия средств, помещений или скамеек для сцены и зрителей, их приходилось закрывать.
Театральные кружки существовали не только в сёлах, но и в самой Одессе. Так, ещё в 1923 г. были организованы театральные коллективы для обслуживания рабочих районов. В Одессе на 1924 г. насчитывался 81 клуб, среди них были созданные по национальному принципу – Латышский и Литовский клубы, Польский дом, немецкий «Культурферайн» и другие. В январе 1925 г. они все вошли в состав интернационального клуба им. К. Маркса, который объединил 2163 человека 13 национальностей в 10 национальных секций.
В дальнейшем на базе этого творческого объединения в Одессе были открыты украинский, немецкий, польский, еврейский, болгарский театры. Русский существовал и до этого.
В те годы, в новых исторических условиях, открытие национальных театров стало важным фактором культурного возрождения национальных меньшинств Юга Украины, катализатором процессов их этнической консолидации. Естественно, что создавая театры, органы советской власти использовали их для расширения своего влияния на национальные меньшинства, формирования их политического самосознания в соответствии с задачами социалистического строительства.
Но если власть, создавая национальные театры, ставила перед собой одни задачи, то творческие коллективы, которые состояли в основном из людей, по-настоящему любящих историю, традиции, язык своего народа, считали основной целью своего существование – возрождение и развитие культурных традиций своих национальностей.
К сожалению, большинству национальных театров не суждена была долгая жизнь. Одесский государственный еврейский театр – Госет, открытый в 1930 году, просуществовал до начала войны. В 1947 году удалось вновь собрать труппу, но началась борьба с «безродным космополитизмом», и следующий год жизни стал для театра последним.
Немецкий рабочее-колхозный театр появился в Одессе в 1933 году, а последнее упоминание о нем в одесской прессе датируется ноябрем 1939 года.
Подобная участь была уготована и болгарскому национальному театру. Он был создан в Одессе в 1934 году, а в 1940 переведён в Болград, который в результате бессарабской операции вошёл в состав СССР. Но с началом войны театр распался. Его продолжателем считают себя артисты Театра бессарабских болгар «Смешан петък», который был создан в 1981 году в городе Тараклия (Гагаузия, Молдова).
…Отныне можно говорить о возрождении Одесского болгарского театра именно в Одессе.
Создатели театра говорят, что его появление, несомненно, было вызвано тем, что именно Одесская область является одним из наибольших центров проживания болгар в Украине. Но несмотря на это, в течение многих лет болгарская диаспора находилась в некоем культурном вакууме. В условиях большого города, в отличие от сёл, народные традиции отходят на второй план и, как следствие, происходит активная ассимиляция с другими национальностями, утрата своего национального «я».
Кардинально изменить ситуацию решила группа активных молодых болгар, которые взялись за реализацию достаточно крупного культурного проекта – возрождения болгарского театра в Одессе.
Идея возродить театр появилась достаточно давно, однако приступить к её реализации, вследствие целого ряда причин, удалось лишь в 2011 году. Базой для подбора артистов стала талантливая молодежь из команд КВН города Болград, сёл Новые Трояны, Ореховка, Виноградное Болградского района, села Дмитровка Татарбунарского района.
Труппа молодого театра прошла курс актёрского мастерства, который возглавил художественный руководитель Одесского Академического Украинского Музыкально-Драматического Театра им. В. Василько, народный артист Украины, режиссёр Игорь Равицкий.
«В наши ближайшие планы входит создание полноценного Одесского Болгарского Драматического Театра, с богатым репертуаром и, в перспективе, собственным помещением», – говорит художественный руководитель Одесского болгарского драматического театра Станислав Садаклиев.
Параллельно с показами первого спектакля, артисты планируют приступать к работе над второй постановкой, что позволит начать создание своего полноценного репертуара. Среди творческих планов – привлечение режиссёров из Болгарии, что может стать важным толчком в развитии театра. Во всяком случае, коллегам из Тараклии такой опыт существенно помог в становлении.
Таким образом, несмотря на то, что театральная труппа состоит из начинающих актеров, работа с профессиональными режиссерами позволила задать и поддерживать соответствующий уровень постановок. Об этом свидетельствует удачный дебют театра, который состоялся в мае этого году на Международном театральном фестивале «Велко Кънев» в городе Тополовград (Болгария).
В фестивале, проходящем уже 18 лет, приняли участие 20 коллективов из 6 стран – Болгарии, Молдовы, Турции, Греции, Македонии и Украины.
Нашу страну как раз и представлял одесский театр. И дебют получился довольно удачным. По результатам фестиваля спектакль «Автобус» претендовал на победу в двух номинациях «Лучшая адаптированная болгарская пьеса» и «Лучшая женская роль второго плана». Победить одесситам удалось во второй номинации – Алене Пепеляшковой досталась награда фестиваля за лучшую женскую роль второго плана.
Говоря о планах на будущее, художественный руководитель театра Станислав Садаклиев отмечает: «Главная цель Одесского болгарского драматического театра – сохранить и развить культуру бессарабских болгар. Театр – это уникальное явление, которое может сыграть очень важную роль в этой непростой миссии. Мы мечтаем о том, чтобы болгарин, приехавший учиться, работать или уже давно живущий в Одессе, мог гордиться своей национальностью, имел возможность в один прекрасный вечер прийти в наш театр и посмотреть постановку на родном языке. Мы хотим, чтобы молодежь не только в развлекательном ключе узнавала и сохраняла болгарский язык, а поистине могла прикоснуться к искусству и найти себя в нем».
…Возвращаясь к истории театральной жизни Одессы, понимаешь, насколько важную роль сыграли национальные театры 20-30 годов в развитии национального самосознания народов нашего края. А вот сказать о том, какие перспективы существуют у подобных театральных коллективов сегодня, смогут ли они выжить без мощной финансовой поддержки государства, которое не торопится протянуть руку помощи немногочисленным энтузиастам, довольно сложно. И невольно возникает вопрос: «Есть ли сегодня на многонациональной Одесчине место национальному театру?»
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Мінагрополітики розпочинає політику реального імпортозаміщення в сфері продовольства і разом з Кабміном розпочинає формування дорожньої карти для переорієнтації держзакупівель.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.