Лилиана Иванова

В ноябре т.г. целый ряд региональных СМИ опубликовал сообщение о том, что исполком Ренийского горсовета объявил тендер на оплату внешней экспертизы (менеджмента) международного проекта «Развитие и продвижение зелёного туризма в Придунайском секторе бассейна Чёрного моря». При этом пресса сделала особый акцент на стоимости услуг экспертов: стартовая цена – 2 миллиона 100 тысяч гривен. Соответствующая информация размещена в системе электронных закупок Prozorro.

Отметим, что упомянутый туристический проект стартовал в декабре 2020 года и продлится до июня 2023 года (срок реализации – 30 месяцев). В 2021 году на услуги экспертов планируется выделить 210 тыс. грн, в 2022 году – 1 млн 260 тыс. грн, в 2023 году – 630 тыс. грн. Участниками проекта являются район Кагул (Молдова), повит Галац (Румыния) и Ренийская громада (Украина), которым предстоит создать трансграничный туристический кластер.

Информация о тендере для закупки услуг экспертов на сумму 2,1 млн грн вызвала достаточно громкий общественный резонанс, причём в значительной степени со знаком «минус». В частности, в социальных сетях некоторые жители Ренийской громады выразили своё недоумение по поводу таких расходов на грантовый проект, тем более в условиях, когда в местном бюджете увеличивается дефицит средств на развитие территориальной общины.

Чем вызвана необходимость столь существенных затрат на деятельность менеджеров туристического проекта? Куда конкретно пойдут деньги и какой эффект может получить Ренийская громада от реализации данной инициативы? Ответить на эти вопросы мы попросили главу Ассоциации органов местного самоуправления «Стратегия ЕС для Дунайского региона» Лилиану Иванову.

«Для начала мне хотелось бы отметить, что я лично принимала активное участие в написании проекта «Развитие и продвижение зелёного туризма в Придунайском секторе бассейна Чёрного моря», поэтому я не могу комментировать возможное участие в тендере своих коллег по проекту. Здесь возникает конфликт интересов, и мой комментарий может быть воспринят как создание преимущества для сотрудничающих со мной претендентов на финансирование. Соответственно, я буду говорить только по сути проекта, – рассказывает Лилиана Иванова. – Уже много было сказано о том, что потенциал Ренийской громады позволяет ей производить и развивать качественный и конкурентоспособный туристический продукт. Однако для этого нужны заинтересованные люди, знания и инструменты. Проект даёт возможность объединить эти компоненты и запустить процесс создания оптимальных условий для развития зелёного туризма. В числе таких условий – формирование туристического кластера Кагул – Галац – Рени, осуществление программы трансграничного туризма, появление механизмов для раскрытия туристического потенциала в регионах, распространение передовой практики в области зелёного туризма, расширение диалога между соседними общинами Украины, Молдовы и Румынии.

Какой эффект получит Ренийская громада от участия в проекте? Прежде всего – новый опыт привлечения грантовых средств для своего развития, продвижение местных туристических «магнитов», возможность предоставления помощи заинтересованным людям в открытии собственного бизнеса в сфере зеленого туризма и т.д. Что же касается вышеупомянутого тендера, то он связан с необходимостью привлечь экспертную организацию, которая будет заниматься сопровождением реализации проекта. Сотрудники привлечённой компании должны будут составлять отчёты (в том числе финансовые) о ходе осуществления проекта, загружать эти отчёты в специальную электронную систему, составлять документацию для закупок, а также документы, необходимые при внесении изменений в Грантовый контракт, администрировать и модерировать различные мероприятия в рамках проекта, организовывать рабочие встречи и выездные мероприятия, предоставлять соответствующую информацию о реализации проекта партнёрам и органам управления программой финансирования, отвечать на их запросы, разрабатывать рекламную продукцию и пресс-релизы. Перечисленные направления работы должны соответствовать как законодательству Украины, так и Регламентным нормам Европейской Комиссии, которая является донором грантовых средств. Для такой работы нужны компетентные и опытные сотрудники, умеющие работать с международными фондами. И, естественно, труд этих людей должен оплачиваться.

Основное финансирование проекта предусматривает затраты на организационные и инфраструктурные цели. Среди них – закупка компьютерной техники для сотрудников проекта, установка информационных указателей с информацией о туристических объектах и маршрутах, приобретение моторной лодки и биноклей для туристов водного маршрута. Всего в рамках проекта предусмотрено разработать три туристических маршрута – гастрономический, водный и сухопутный».

По словам Лилианы Ивановой, ожидается, что участниками тендера будут несколько компаний, способных предоставить услуги по менеджменту и внешней экспертизе проекта. Разумеется, невозможно заранее сказать, какой суммой они оценят свою работу: вполне вероятно, что в ходе торгов стоимость услуг станет намного ниже. Однако, как подчеркнула наша собеседница, в действительности два миллиона гривен на полтора года – это совсем небольшие деньги. Средства пойдут в первую очередь на зарплату сотрудников. И если разделить затраты на 18 месяцев за вычетом налогов на оплату труда (а это 40 процентов от расходов), то люди будут получать 3-4 тысячи гривен в месяц – меньше «минималки». Конкретные цифры зависят от количества задействованных экспертов. Конечно, можно взять на работу 7-8 человек, но тогда их зарплата будет очень незначительной. Если же справятся 2-3 человека, уровень оплаты труда будет выше.

«Но в любом случае, повторяю, речь идёт о скромных средствах. Я подчёркиваю это специально для того, чтобы читатели правильно понимали суть вопроса, – продолжает Лилиана Иванова. – К слову, информация о тендере вызвала большой интерес – мне звонили даже из Киева. То есть теоретически в торгах может участвовать и киевская компания. Или одесская. Или измаильская. И всё же вряд ли киевляне приедут в Рени, чтобы осуществлять менеджмент проекта. То есть я надеюсь, что тендер выиграют люди, живущие в Бессарабии или очень плотно с ней связанные.

Почему управлением проекта не может заниматься непосредственно горсовет? Дело в том, что госслужащие и сотрудники органов местного самоуправления по закону не имеют права получать заработок где-то «на стороне», то есть не могут быть менеджерами или экспертами проекта. Поэтому существует модель, позволяющая привлекать специалистов для решения подобных задач. Как бы то ни было, у местных советов ещё нет достаточного опыта для администрирования грантовых проектов, на местах существует дефицит квалифицированных кадров. Тут надо ещё учитывать такое условие, как международный аудит осуществления грантовых расходов, а он проходит по европейским стандартам. Ни одна громада самостоятельно не справится с этой работой. Вот почему объявляются тендеры на привлечение услуг по сопровождению проектов.

Подборка новостей по Ренийской громаде по ссылке

Добавлю, что участие в таких инициативах – очень важный опыт для Ренийского горсовета и Ренийской громады в целом. Пока опыта очень мало, причём в масштабе всей Украины. На сегодняшний день в Придунайском регионе лидером по реализации грантовых проектов является Измаил. В частности, в рамках одной из программ международной технической помощи, которая предусматривает 40 проектов на всю Украину, Измаильский горсовет выиграл 9 проектов. Но даже эта цифра кажется небольшой на фоне Закарпатской, Черновицкой и Ивано-Франковской областей, где финансируется 31 проект».

Напомним, что трансграничный проект «Развитие и продвижение зелёного туризма в Придунайском секторе бассейна Чёрного моря» реализует Институт развития и социальных инициатив (IDIS) «Вииторул» (Молдова). Цели и задачи проекта были озвучены на стартовой конференции его участников, которая прошла 8 апреля 2021 года.

Андрей ПОТЫЛИКО

 

НА ФОТО:  Лилиана Иванова