Беспрецедентный случай произошёл на 43-й сессии Ренийского районного совета, которая состоялась 20 февраля. Присутствовавший на пленарном заседании докер Михаил Афанасиевский от имени своих коллег заявил, что если органы власти всех уровней в самое ближайшее время не найдут решения проблем погибающего порта Рени, то портовики в знак протеста перекроют международную автотрассу Одесса – Рени – Бухарест.

Это грозное предупреждение стало закономерной реакцией представителя докеров на дискуссию, разгоревшуюся среди депутатов райсовета относительно возможных методов спасения госпредприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП»). Добившись права выступить на сессии (хотя председатель райсовета Олег Зуев долго этому препятствовал), Михаил Афанасиевский обвинил районную власть в том, что она занимается бесконечной пустой болтовнёй, а тем временем коллектив порта уже 8 месяцев не получает зарплату. Затем докер покинул зал заседаний, хлопнув дверью…

Что же он назвал «пустой болтовнёй»? Дело в том, что на сессии обсуждалось два варианта обращений к центральным органам власти Украины по поводу бедственного положения Ренийского порта. Первый вариант озвучил председатель райсовета Олег Зуев, второй – депутат райсовета Сергей Арабаджи.

Мы не будем углубляться в детали этих документов (первый из них состоит из восьми страниц), а отметим лишь наиболее важные моменты.

Выступая с трибуны сессии, Сергей Арабаджи в первую очередь отметил, что 8-месячный долг по зарплате в порту – это серьёзный фактор социальной напряжённости для всего района. Более того, ситуация вокруг ГП «РМТП» не ограничивается огромной задолженностью по оплате труда и налогам – предприятие в буквальном смысле умирает. Однако, по словам Сергея Георгиевича, вместо экономического оздоровления порта ставится задача окончательно «растворить» его путём ликвидации Ренийского филиала «Администрации морских портов Украины» и создания единого Дунайского филиала на базе трёх портов.

Депутат райсовета заявил, что спасение порта Рени требует немедленных и самых решительных шагов на уровне губернатора области, Министерства инфраструктуры и других вышестоящих органов власти. Прежде всего, по мнению Сергея Арабаджи, необходимо принять ряд неотложных мер, среди которых – снятие ареста (налогового залога) с имущества ГП «РМТП» на общую сумму 55 миллионов гривен.

«Погасить налоговые долги порта и тем самым добиться снятия ареста с имущества может только Министерство инфраструктуры. Порт – государственное предприятие, и именно государство в «лице» профильного министерства может и должно взять на себя эту задолженность. После её погашения порт получит возможность передать городу оставшиеся социальные объекты. Это позволит сократить расходы предприятия и снизить его убыточность. Другой важнейший шаг для спасения ГП «РМТП» – передача портовой земли «Администрации морских портов Украины», что избавит порт от земельных платежей в местный бюджет (задолженность порта за землю уже превысила 40 млн грн – Прим. авт.). На сегодняшний день порт использует в производственной деятельности лишь 30 процентов своей территории, но должен платить за весь земельный участок.

Я считаю, что мы просто обязаны добиваться решения перечисленных задач. Хватит писать письма в Киев – их там всё равно никто не читает. Надо ездить в столицу и в Одессу, надо стучаться во все двери. Надо приглашать сюда губернатора и чиновников Министерства инфраструктуры, чтобы решать вопросы прямо на месте», – сказал Сергей Арабаджи.

Комментируя это выступление, глава Ренийской райгосадминистрации Вадим Юдов отметил, что местные органы власти уже обращались к губернатору Одесской области по поводу критической ситуации в Ренийском порту, и Максим Куцый переадресовал это обращение Министерству инфраструктуры. По словам Вадима Юдова, глава облгосадминистрации также знает проблематику в контексте проекта внесения изменений в Закон «О специальной экономической зоне «Рени» (напомним, что сегодня территорией СЭЗ считается вся территория порта). А посему, как дал понять председатель РГА, негоже повторно беспокоить губернатора. Вадим Юдов сообщил также, что будет лично встречаться с руководителем областной налоговой службы и обсуждать с ним вопрос о возможности снятия ареста с имущества ГП «РМТП».

Именно «деликатное» нежелание главы райгосадминистрации «повторно беспокоить губернатора» и стало той последней каплей, которая переполнила чашу терпения докера Михаила Афанасиевского и вынудила его выдвинуть своеобразный ультиматум: или местные власти начнут что-то реально делать для спасения Ренийского порта, или портовики заблокируют движение на автотрассе Одесса – Рени – Бухарест.

Кстати, из числа приглашённых на сессию нашлись такие, кто встретил предупреждение докера одобрительными возгласами: мол, в случае акции протеста губернатора не нужно будет долго приглашать в Рени – он очень быстро приедет сам…

* * *

Как стало известно уже после сессии, Михаил Афанасиевский должен был прийти на пленарное заседание райсовета не один, а в составе группы из 30 докеров. Однако накануне сессии коллеги Михаила просто перестали отвечать на его телефонные звонки. В итоге портовики так и не явились в райсовет. А затем М. Афанасиевскому позвонили с телефонного номера, который не определился, и сказали, что возмутитель спокойствия слишком много себе позволяет.

Таким вот образом «решаются» проблемы погибающего предприятия и предотвращается социальный взрыв.

Андрей ПОТЫЛИКО