5 августа 1941 г. в распоряжение командующего Приморской армии поступила Директива Ставки Верховного Главнокомандования № 00729 «Об отводе войск Южного фронта и обороне Одессы». В ней в частности сообщалось, что Одессу следует «не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». 7 августа в боевом донесении штаба Южного фронта в генштаб было отмечено, что «район Одессы будет обороняться во чтобы то ни стало». 8 августа город был объявлен на осадном положении – начались бои на дальних подступах к Одессе. 19 августа был образован Одесский оборонительный район (ООР).
В начальный период обороны Одессы в составе Приморской армии не было исправных танков, о бронеавтомобилях информация отсутствует. Правда, походу дела, танки потихоньку появляются, в конечном счете их численность позволила сформировать отдельный танковый батальон в составе Приморской армии.
Танк БТ-7, одна из рот Отдельного танкового батальона Приморской армии была вооружена такими машинами.
Группа танкистов Отдельного танкового батальона Приморской армии.
Формирование танковых частей в первый период обороны Одессы
Маршал Советского Союза Н. И. Крылов, в 1941 году полковник, начальник оперативного отдела Приморской армии, в своих воспоминаниях отмечал, что на начало августа «танковых частей нет». Ему вторил и начальник артиллерии Приморской армии полковник Н. К. Рыжи – «танков и вовсе нет». В оперативно-тактическом очерке для «начальствующего состава Красной армии» 1943 года, автором которого был полковник А. Борисов, указывалось, что «в частях Приморской армии в начале обороны танков не было». Но все-таки танки у оборонявших Одессу войск были.
Уже к 6 августа из танков, обнаруженных в эшелонах, которые не успели прорваться на северо-восток, было отремонтировано первые шесть машин. Это были лёгкие танки типа БТ. Следует отметить, что подобные машины составляли значительный процент бронетанковых частей довоенного Одесского военного округа. Так, на 1 апреля 1941 г. в Одесском военном округе насчитывалось: БТ-2 – 41, БТ-5 – 54, БТ-5РТ – 24, БТ-7 – 103, БТ-7РТ – 99, БТ-7М – 153, БТ-7МРТ – 17. Итого 491 танк БТ. Внушительная сила, если учесть, что за исключением 41 БТ-2 вооружённого 37 мм пушкой, остальные были вооружены 45 мм пушкой, которая делала их способными противостоять большинству бронированных машин как Германии, так и её союзников.
По инициативе будущего Героя Советского Союза, Г. Пенежко, в то время старшего лейтенанта РККА, представителя Автобронетанкового управления Южного фронта, танки БТ-5 и БТ-7 были экранированы листами 30 мм стали. Стоит отметить, что экранирование танков БТ происходило и в Харькове. Однако, по имеющимся данным, в Харькове эта модернизация носила единичный характер.
Ремонт танков в осажденной Одессе. У этого БТ-7 стальными полосами усилена лобовая броня башни. 1941 г.
В процессе доработки танков были устранены ряд дефектов. В итоге они успешно применялись против румынских и немецких войск во всех секторах обороны города, выступая как подвижные огневые точки, действуя как при обороне, так и в наступлении, с успехом уничтожая живую силу противника, пулемётные расчёты и артиллерийские позиции.
В середине августа удалось отбить ещё два эшелона с разбитыми танками, которые не успели вывезти на «большую землю». Таким образом, к 15 августа уже десять танков были на ходу, и ещё десять машин вот-вот готовились покинуть пределы завода им. Январского восстания. Интересная деталь – танки, восстанавливаемые на заводе им. Январского восстания часто нуждались в замене электропроводки, её в городе, где полным ходом проходила эвакуация, не было. Но выход нашёлся, как утверждает Г. Пенежко, для этого использовали электропроводку со сбитых немецких самолётов.
Ремонт танков БТ на одесском заводе им. Январского восстания, Одесса, осень 1941 г.
Альтернативную версию появления танков БТ у защитников города рассказывает участник боевых действий 1941 г., будущий командир 1-й роты отдельного танкового батальона Приморской армии младший политрук Т. П. Дармосюк. По его мнению, танки БТ появились у защитников города следующим путём: «это из одного пограничного молдавского города они отходили с частями на Одессу, но в нескольких схватках из 36 танков осталось только 8, а остальные остались на пути отступления».
Восстановление танков на заводе им. Январского восстания, на переднем плане танк БТ-2.
Кроме упомянутых танков серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7, возможно БТ-7М) в осаждённой Одессе были танки других типов. Г. Пенежко упоминает танкетки Т-27 и двухбашенные танки Т-26. Стоит добавить, что двухбашенные Т-26 представляли собой порядочную редкость в механизированных частях РККА на начало войны. Их серийно выпускали в 1931-1934 гг., причём в 1934 г. выпустили, только один двухбашенный танк Т-26. Основная масса была принята на вооружение в 1932-1933 годах. Этот тип боевой машины отличало то, что вместо стандартного вооружения однобашенного танка Т-26, а именно одной 45 мм пушки, он был вооружён двумя пулемётами: по одному в каждой из башен. Есть туманные сведения о том, что в период обороны Одессы у защитников города были плавающие танкетки Т-38 в количестве как минимум 5 машин.
Воевали даже тягачи
Помимо танков в войсках Южного фронта практиковали использование различных тягачей в качестве импровизированных танков. Г. Пенежко упоминает, что тягачи Т-20 «Комсомолец» бронировались и использовались в дивизионном разведывательном батальоне 95-й стрелковой дивизии в период обороны Одессы. Это сам по себе не первый случай применения тягача в подобном амплуа. 90-й стрелковый полк той самой 95-й стрелковой дивизии уже 7 июля 1941 г. в наступлении использовал «танки, бронемашины и трактора «Комсомолец», что пр[отивни]к принял [их] за настоящие танки». Упоминается и то, что на базе тягача Т-20 «Комсомолец» было сделано 10 огнемётных танков. Однако в отчёте «Об эвакуации гор. Одессы и ООР» речь идёт только о пяти «приспособленных тракторов Т-20 под огнемётные танки». Такую же цифру огнемётных танков называет бывший секретарь Одесского горкома партии Н. Гуревич. Кроме того в танковом батальоне Юдина находились вполне серийные огнемётные танки типа Т-26.
Создаётся впечатление, что Т-20 были важным довеском к иным бронированным машинам Приморской армии. Генерал-лейтенант Г. П. Софронов в своих воспоминаниях об обороне Одессы, написанных в 1942 г., будучи в госпитале, утверждает, что в сентябрьском наступлении в Восточном секторе принимали участие «всего 20-30 танков / правильнее бронированных «Комсомольцев»».
В новейших публикациях по обороне Одессы есть упоминания о наличии пяти танков Т-34 в составе 5-го полка 1-й кавалерийской дивизии на начало августа, т.е. на начало обороны Одессы на дальних рубежах. В воспоминаниях самого командира полка Ф. С. Блинова нет никаких иных данных о применении «пятёрки» Т-34, кроме того, что они были «прикреплены к 5-му кавалерийскому полку». Можно лишь сделать предположение, что это были какие-то приданные части из состава одного из двух механизированных корпусов Южного фронта.
Бронемашины в обороне Одессы
Отдельно стоит сказать о бронемашинах в составе Приморской армии. Точно известно, что были два типа бронемашин: средние пушечные БА-10 и лёгкие пулемётные БА-20. Их количество установить крайне сложно. По имеющимся сейчас документальным свидетельствам можно утверждать, что на 1 октября 1941 г. в составе отдельного танкового батальона числится 31 бронеавтомобиль.
В «Отчете о работе отдела автобронетанковых войск в период обороны Одессы с 1 августа по 15 октября 1941 года», составленного начальником АБТВ Одесского оборонительного района, подполковником Максимовым от 11 марта 1942 года упоминается лишь 13 БА-10 стоящих на вооружении Приморской армии. Существуют сведения, о якобы созданных бронеавтомобилях в самой Одессе. Эти сведения частично подтверждаются иными документами. Так, в фондах Одесского историко-краеведческого музея хранится копия докладной записки (отчёта) Одесского трамвайного управления, составленной в 1945 г. В этом документе коротко описано какие работы были проведены данной организацией в период 1940-1941 и 1945-1946 гг. Так, в период обороны Одессы, «кроме обычной эксплуатационной деятельности» была выпущена «следующая продукция оборонного значения:
1. Части к миномётам / в кооперации с заводом им. Январского восстания /
2. 3 бронированных автомашины.
3. 2 броневика для действия на рельсах.
4. Станки для пулемётов.
5. Машинные части для других заводов, изготовлявшие военную продукцию».
В иных публикациях раскрывается другой аспект построенных броневиков, предназначенных для действия на рельсах. По данным Г. А. Калугиной и Л. А. Щербины эти бронедрезины вооружались 45-мм пушками (снятыми с разбитых БТ?). Если обратиться к работе Н. М. Алещенко «Они защищали Одессу», то мы узнаем интересную деталь – в дни обороны Одессы защитниками города было изготовлено помимо всего прочего 48 бронетранспортёров. Возможно, что это описка, возможно, что это просто грузовики с некоторым, частичным бронированием, можно долго строить предположения по данному вопросу, но, не обладая дополнительными источниками прийти к оптимальному ответу сложно. Тем более, что отечественных серийных бронетранспортёров в Красной армии не было, а основную массу составляли поставленные по ленд-лизу американские образцы, значительно меньше – трофейные немецкие.
Боевое применение танков под Одессой
О применении восстановленных танков существует довольно скупая информация, которая основывается на всё тех же, преимущественно мемуарных источниках. Известно, что танки помогали стабилизировать положение на участках фронта, где противник угрожал прорывом (например, под Мигаево, 6 августа). Вполне возможно, что об этом самом бое и упоминает и Д. П. Дармосюк в своём письме директору Музея обороны Одессы. Часто танки использовались в локальных контрнаступлениях и контратаках (11 августа под Карпово, 22 сентября в полосе наступления 716-го стрелкового полка 157-й стрелковой дивизии, в ходе Григорьевской наступательной операции в Восточном секторе обороны). Одесские «НИ» массово участвовали в наступлении под Дальником, 2 октября, где произвели шокирующее впечатление на румынских солдат.
Обращаясь к воспоминаниям командира 1-й танковой роты Отдельного танкового батальона Приморской армии, младшего политрука Г. П. Дармосюка, мы находим сведения о массовом применении тракторов в боях на дальних подступах к городу. Возникает вопрос – действительно ли эти трактора – одесские «НИ»? Ведь дата боя, который он описывает – 6 августа, самое начало обороны города на его дальних подступах. Описывая этот танковый бой, он подчёркивает, что в нём принимали участие 19 тракторов, 8 БТ и несколько танкеток. Более того, танки в бой вели «курсанты Харьковского училища»; каким образом эти курсанты оказались под Одессой, автору воспоминаний узнать так и не удалось, в связи с тем, что «после боя их больше не оказалось».
К 3 сентября 1941 г. количество отремонтированных танков позволило командованию Приморской армии сформировать танковый батальон, который возглавил старший лейтенант Н. Юдин. Как вспоминал Г. Пенежко «машинами батальон ещё не полностью укомплектован. Из восстановленных на заводе БТ-7 на ходу десять танков. Они сведены в одну роту. Остальные роты укомплектованы модернизированными БТ-5 и тракторными танками «январец»».
Так мог выглядеть эшелон с танками, которые упоминает в своих мемуарах Г. Пенежко, лето 1941 г.
Отдельный танковый батальон Приморской армии состоял из трёх рот, под командованием младшего политрука Г. П. Дармосюка. Состав батальона был чрезвычайно разношёрстным. В нём встречались как танкисты, так и политические работники из стрелковых частей, так и политические работники с пометкой «моряк». Кроме того экипажи танков состояли частично из работников завода им. Январского восстания.
Через некоторое время батальон получил порядковый номер 210, и стал основной бронетанковой силой Приморской армии, принимая участие во всех сколько-нибудь значительных боях под Одессой. Часть материально-технической базы батальона была эвакуирована морем в октябре 1941 г.
Сколько танков обороняли Одессу?
Возникает вопрос, а сколько же всего было танков в Одессе на протяжении 73-х дневной обороны? Ещё в публикациях военного времени фигурировала цифра в 69 танков, которые дала Одесса за период обороны города. В издании «73-и героических дня» приводятся несколько иные данные: 60 изготовленных бронированных тракторов и 42 восстановленных танка. Такое же количество изготовленных бронированных тракторов приводит в своей работе Н. Пустовойтенко, о танках он не упоминает. Вице-адмирал И. И. Азаров, член Военного Совета ООР в своих воспоминаниях, указывает, что «за время обороны… предприятия дали фронту 50 танков «НИ»».
Не будем утомлять читателя цитированием различных изданий, определимся с теми подводными камнями, которые не позволяют определить эту самую численность чётко и ясно.
Во-первых, сложно определить количество танков Приморской армии по итоговой цифре восстановленных танков, т.к. боевые машины восстанавливались по два-три раза, часто одна и та же машина получала повреждения, ломалась на марше и её вполне могли записать в восстановленные ещё раз, свидетельства тому есть у Г. Пенежко.
Во-вторых, 18 сентября 1941 г. в Одессу начали прибывать часть 157-й стрелковой дивизии, в составе которой было, по различным свидетельствам, от 15 до 18 единиц бронетехники. Учитываются ли эти танки в общем количестве, не ясно. Тем более, что фактически через 10 дней боевые подразделения дивизии стали перебрасываться в Крым. Уже до 10 октября было вывезено, помимо прочего, 9 танков.
Исходя из трёхротного состава отдельного танкового батальона ст. лейтенанта Н. Юдина можно предположить, что количество действующих танков, в основном типа БТ, не превышало 20 единиц в конкретно взятый момент. Танков «НИ» было несколько больше. На основании известных автору документов из фондов Одесского историко-краеведческого музея можно прийти к выводу, что количество переоборудованных артиллерийских тягачей и тракторов составляет порядка 35 единиц.
В-третьих, частями Приморской армии были захвачены трофеи – некоторое количество румынских танков и бронемашин. Сведений об их использовании крайне мало, и не совсем ясно каким образом они применялись – в составе подразделений их захвативших, или были переданы в резерв армии, а возможно и в состав отдельного танкового батальона. Так, согласно документам 14 августа «по уточнённым данным подбито 14 танков противника, из которых 3 удалось захватить для ремонта», 17 августа «в результате боя захвачено: 18 орудий, 3 танкетки, бронемашины, и др. военные материалы». Таким образом, как минимум шесть единиц бронетехники попали в распоряжение частей Приморской армии. Правда, документы не являются последней инстанцией в определении количества уничтоженных танков противника. В частности, один из современных исследователей обороны Одессы утверждает, что в итоговых сводках Приморской армии, которые направлялись в штаб Южного фронта, были определённые «неточности», а попросту количество уничтоженных танков, пленных произвольно увеличивалось. Так, в бою против 72-й пехотной дивизии вермахта частям 1-й кавалерийской дивизии удалось подбить один танк противника и захватить трёх пленных. Столь скромный результат никак не мог удовлетворить командование Приморской армии, поэтому «количество пленных в итоговой сводке для командования Южного фронта было увеличено до 30, а количество танков до 3».
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Мінагрополітики розпочинає політику реального імпортозаміщення в сфері продовольства і разом з Кабміном розпочинає формування дорожньої карти для переорієнтації держзакупівель.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.