Как уже сообщал «Топор», глава Измаильской районной военной администрации Родион Абашев, начальник отдела образования, здравоохранения, культуры и спорта РВА Марина Дэной, городской голова Ренийской громады Игорь Плехов, его первый заместитель Людмила Чакыр и начальник Ренийского городского отдела образования Лилия Бондаренко посетили Ренийскую опорную школу, где встретились с родителями учеников и ответили на их многочисленные вопросы.

Представители родительского сообщества, что и следовало ожидать, в первую очередь интересовались особенностями образовательного процесса в 2022-2023 учебном году и обеспечением безопасности своих детей в условиях военного времени. Именно эти темы звучали в подавляющем большинстве вопросов, которые были поставлены перед районными и городскими чиновниками.

Для начала необходимо отметить, что в новом учебном году будут чётко разграничены онлайн-обучение и дистанционное обучение. Для многих родителей это стало сюрпризом, и некоторые из них даже заявили, что их лишили права выбора (подразумевается возможность выбрать форму образовательного процесса в школах). Опросы показали, что более 70% родителей учеников, опасаясь за жизнь и здоровье своих детей в случае боевых действий, выступают за дистанционное обучение в том режиме, который существовал в периоды карантина, вызванного пандемией коронавируса. Однако, как пояснили педагоги, это были не дистанционные занятия, а уроки с использованием дистанционных технологий (онлайн-обучение).

Не влезая в дебри образовательной практики и законодательных норм, регулирующих эту практику, следует подчеркнуть, что онлайн-обучение – это в основном вынужденная форма, которая в значительной степени применяет приёмы и методы очного обучения. В то же время в условиях военного положения дистанционное обучение предусмотрено прежде всего для тех учащихся, кто физически не может посещать школу, будь то беженцы, выехавшие за границу, внутренне перемещённые лица или дети, живущие в зонах боевых действий. Причём для учёбы в дистанционном режиме необходимы заявления (в том числе в электронном виде) заинтересованных семей.

Отметим также, что для дистанционного обучения существуют свои нормативы. Например, для учащихся начальных классов предусмотрено лишь 10 часов занятий в неделю, для 5-9 классов – 14 часов, для 10-11 классов – 16 часов. Неудивительно, что некоторых родителей не устраивают такие ограничения (справедливости ради добавим, что по состоянию на 15 августа т.г. на всю опорную школу было лишь 13 заявлений о дистанционном обучении – Прим. авт.). Кроме того, дистанционные уроки могут проводить самые разные педагоги, включая тех, кто не связан с конкретным классом и даже с конкретной школой – учитель может выходить на связь с учениками из другого региона Украины и даже из другого государства. С одной стороны, это неминуемо приведёт к фактическому сокращению школьной программы, но, с другой, как отметила директор Ренийской опорной школы Евгения Кичук, предметы будут пропорционально представлены в дистанционном формате.

Почему же при дистанционной форме обучения никто не гарантирует, что дети будут заниматься только со «своими» учителями? Дело в том, что это зависит от нагрузки того или иного педагога, и если нагрузка велика, то она просто не позволит учителю одновременно проводить и онлайн-уроки, и дистанционные занятия.

Ещё одной альтернативной формой образовательного процесса является семейная форма. Она предполагает, что родители самостоятельно занимаются организацией обучения своего ребёнка. При этом, в частности, учащийся должен лишь 4 раза в течение учебного года сдавать контрольные работы по предметам, составляющим школьную программу.
В ходе встречи поднимался и вопрос образовательного процесса в осенне-зимний период. Органы власти всех уровней уже не раз заявляли о том, что предстоящий отопительный сезон будет для Украины одним из самых сложных за последние десятилетия. Не исключено, что органы местного самоуправления не везде и не всегда смогут в полном объёме профинансировать расходы на энергоносители для бюджетных учреждений, в том числе учебных заведений. В такой ситуации, по словам начальника отдела образования, здравоохранения, культуры и спорта Измаильской РВА Марины Дэной, рассматривается возможность существенного увеличения продолжительности зимних каникул за счёт отмены осенних и весенних каникул. Вероятно также, что в холодный период школы полностью перейдут на онлайн-обучение.

Как уже упоминалось выше, родителей особенно волнуют вопросы безопасности детей, и прежде всего во время воздушной тревоги. В процессе общения с представителями районной военной администрации и горсовета подробно обсуждались всевозможные аспекты этой темы, — вплоть до того, можно ли не пугать детей громкими сиренами. Переселенцы, приехавшие в Рени из районов боевых действий и пережившие ужасы войны, признались, что дети очень боятся звуков воздушной тревоги. В этой связи поступило предложение заменить сирены более привычным сигналом трёх коротких звонков (традиционное внутреннее школьное оповещение о чрезвычайной ситуации).
Родители получили довольно развёрнутые ответы на свои вопросы. В частности, по словам начальника Ренийского городского отдела образования Лилии Бондаренко, все модели поведения учащихся в случае опасности, включая мероприятия по эвакуации, будут отрабатываться на тренировочных занятиях (учениях) с участием педагогов и технических работников школ.

Добавим, что родителям, и в первую очередь родителям учеников начальных классов, рекомендовано сопровождать детей в школу и из школы. Ренийский городской голова Игорь Плехов со своей стороны обещал решить проблему доставки учащихся второго филиала опорной школы (бывшая школа №5) в основное здание учебного заведения. Как уже сообщало наше издание, в филиале нет собственного укрытия, поэтому дети из «пятой школы» будут заниматься в опорной школе. Однако между ними – большое расстояние. Учитывая это обстоятельство, городской голова заверил, что учащихся филиала будет доставлять к месту учёбы школьный автобус.