Как сообщил ряд региональных и транспортных СМИ, 7 июля т.г. возобновилось движение грузовых поездов по отремонтированной ширококолейной железной дороге (1520 мм), которая проходит от города Рени (Одесская область) через село Джурджулешты (Молдова) к румынскому городу Галац.

Ремонт магистрали профинансировала Румыния, стоимость работ составила 1 млн 289 тыс. румынских леев. Осуществление этого проекта завершилось на месяц раньше, чем планировалось. Использование железнодорожного участка Рени – Галац позволит улучшить транспорно-логистические возможности Украины, Молдовы и Румынии на данном направлении, в том числе увеличить объёмы экспорта украинского зерна через порт Галац. Кроме того, тем самым создаются более благоприятные условия для доставки грузов на промышленные предприятия Галаца, включая крупнейший в Румынии металлургический комбинат.

«Эта железнодорожная линия позволит перевозить товары в Украину и из Украины через Молдову и порт Галац. Этот дунайский порт наравне с черноморским портом Констанца станет одним из ключевых пунктов транспортировки сырья и товаров в регионе», — отметил министр транспорта Румынии Сорин Гриндяну.

Железнодорожная ветка Джурджулешты – Галац имеет «совмещённую» колею – здесь одновременно проложены рельсы как для европейского пути 1435 мм, так и для широкого 1520 мм, используемого в Украине, Молдове и других постсоветских странах. Но, несмотря на то, что ширококолейная магистраль заходит на территорию Румынии непосредственно от станции Рени, активная эксплуатация этого логистического узла для нужд внешней торговли Украины возможна при условии транзита грузов через северную Молдову – с заходом поездов из Украины либо через Могилёв-Подольский, либо через Каменец-Подольский или Черновцы. Две другие железные дороги в Молдову, которые проходят от станций Слободка и Раздельная в Одесской области, идут транзитом через Приднестровье, поэтому сейчас не могут быть использованы.

Напомним, что в конце июня т.г. АО «Укрзализныця» и ГП «Железная дорога Молдовы» протестировали движение поезда из Могилёва-Подольского в Рени (с использованием украинского локомотива) по территории Молдовы. Новый маршрут показал хороший результат, после чего руководство «Укрзализныци» заявило о возможности довести количество украинских грузовых транзитных поездов на этом пути до восьми пар в сутки.

С вопросом о том, каким образом модернизация линии Рени – Галац повлияет на грузопотоки между Украиной, Молдовой и Румынией, мы обратились к начальнику железнодорожной станции Рени Валентине Лукасевич.

«На украинской территории ремонтные работы не проводились – это полностью румынский проект. Румыния восстановила железнодорожную ветку, которая не эксплуатировалась несколько лет. То есть движение поездов на данном участке происходило и раньше, но сейчас румыны отремонтировали широкую колею на зерновой комплекс в Галацком порту, чтобы увеличить объёмы перевалки зерна. В первую очередь это связано с экспортом украинских зерновых грузов, которые в том числе проходят через станцию Рени, — сказала Валентина Вячеславовна. – До войны наша станция в основном принимала зерно из Молдовы – для дальнейшей переработки в Ренийском порту. Однако сейчас порт Рени целиком загружен экспортным украинским зерном, и молдавские зерновые грузы к нам пока не идут. Я не буду называть нынешние объёмы перевозок украинского зерна по железной дороге. Скажу лишь, что станция Рени справляется с сегодняшним грузопотоком».

В беседе с Валентиной Лукасевич мы также затронули такую актуальную тему, как перспективы увеличения пропускной способности железных дорог Украины с учётом резкого роста экспортных потребностей нашей страны. Если говорить конкретно о станции Рени, то следует напомнить, что в 90-е годы прошлого века она особенно пострадала от сокращения железнодорожных перевозок. Объёмы транспортировки грузов через Ренийский железнодорожный узел упали настолько, что он оказался почти невостребованным, фактически превратившись в тупиковый околоток. Процесс катастрофической деградации станции Рени привёл к масштабному демонтажу железнодорожных путей. Никто даже не думал о том, что на этом направлении когда-нибудь вновь появятся серьёзные грузопотоки. И вот они появились. Соответственно, логично предположить, что возникает вопрос о восстановлении мощностей железнодорожного узла.
Однако Валентина Вячеславовна не стала подробно комментировать эту тему. «На сегодняшний день такой вопрос не рассматривается», — призналась наша собеседница.

Корреспондент «Топора» попутно поинтересовался мнением Валентины Лукасевич по поводу того, насколько эффективным может оказаться объявленное украинской властью восстановление железнодорожной ветки Бессарабская (Молдова) – Березино (Украина). Приведёт ли осуществление этого проекта к экономическому оживлению транспортного комплекса Ренийской громады?

«Станция Рени и Ренийский порт ничего не получат от возобновления движения поездов по железной дороге Бессарабская – Березино. Эта ветка нужна в первую очередь для того, чтобы направить дополнительные грузы через Арциз в порт Измаил», — ответила Валентина Лукасевич.

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО: Железнодорожный вокзал станции Рени; порт Галац