Министерство инфраструктуры Украины досрочно расторгло контракт с директором ГП «Ренийский морской торговый порт» Алексеем Кузьменко, который возглавлял госпредприятие с сентября 2014 года. За год своего руководства этот измаильский специалист умудрился довести и без того неблагополучный порт почти до банкротства: при Кузьменко долги ГП «РМТП» достигли 6,2 млн грн, а работа трудового коллектива в режиме 50-80% стала обычным явлением.

Как обстоят дела в порту в настоящее время? Можно ли ожидать, что ситуация начнёт улучшаться, и если да, то за счёт чего? На эти вопросы согласился ответить исполняющий обязанности директора порта Рени Анатолий Мунтян.

— Прежде всего хочу напомнить, что в 2013 году, после разделения порта на Ренийский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ) и ГП «РМТП», директором предприятия был назначен Андрей Фищенко, — говорит А. Мунтян. – Ему было трудно: при разделении основных фондов доля порта составила лишь 23 процента, к АМПУ отошло 77 процентов. Нас оставили даже без административного здания! Надо отдать должное Фищенко – этому грамотному специалисту удалось сплотить коллектив и привлечь дополнительные грузопотоки. Было отремонтировано здание РСУ порта, где и разместилось управление ГП «РМТП». В 2013 году, во многом благодаря усилиям Фищенко, порт переработал 700 тысяч тонн грузов. Цифра вроде бы небольшая, однако на тот момент это составило около 70 процентов общего грузооборота; остальное – грузы субъектов специальной экономической зоны, действующей на территории порта. Работники получали 100 процентов зарплаты. Когда Фищенко уходил с должности, на счету Ренийского порта числилась прибыль в размере 1,3 млн грн. Опять же, надо понимать, что этот показатель был достигнут в тяжёлых экономических условиях.

После того, как директором ГП «РМТП» был назначен Кузьменко, который к тому же привёл свою команду специалистов, положение предприятия стало ухудшаться. Новому руководителю не удалось найти общий язык с грузовладельцами – и объёмы грузоперевалки начали падать. В результате в 2014 году порт Рени самостоятельно переработал (то есть без учёта СЭЗ) всего 150 тысяч тонн грузов – не более 20 процентов от суммарного грузооборота на причалах. Как первый заместитель директора ГП, я не раз пытался убедить Кузьменко в том, что он ведёт неправильную политику. Он слушал, но не слышал. Единственное, что мне удалось, так это убедить его в марте текущего года вернуть в порт Анатолия Махова – опытнейшего и авторитетного специалиста, который на протяжении многих лет, при всех руководителях предприятия, работал заместителем начальника порта по экономике (в 2013 году А. Махова очень некрасиво отправили на пенсию – Прим. авт.).

ПОРТ Махов

НА ФОТО:  А. Махов. Профессионализм этого специалиста старой закалки позволил оздоровить ситуацию в порту   

Благодаря Анатолию Борисовичу удалось вернуть часть грузопотоков, утраченных при Кузьменко. Если в июле нынешнего года порт переработал лишь 8 тысяч тонн, то в сентябре – вдвое больше, 16,4 тыс. тонн. По итогам октября объём грузоперевалки приблизился к отметке 30 тыс. тонн. Вот что такое профессионализм и опыт! Если мы сохраним такие темпы роста, то уже в феврале вернёмся к 100-процентному режиму работы и оплаты труда. Сейчас портовики работают на 80 процентов.

И всё же, за счёт чего предприятие смогло «выбраться из ямы»? Отвечая на этот вопрос, А. Мунтян подчеркнул, что А. Махов в первую очередь пересчитал тарифы на портовые услуги (предыдущим руководством они были явно завышены). По словам и.о. директора ГП «РМТП», при Кузьменко за час работы буксира порт просил 330 долларов! В результате клиенты вообще перестали пользоваться буксирами порта (!!), и портофлот целый год простоял без дела. Сегодня стоимость одного часа его услуг снижена до 141 доллара, были проведены соответствующие переговоры со стивидорными компаниями. Портофлот вновь стал востребованным, и лишь за несколько месяцев он принёс предприятию прибыль в размере 250 тысяч гривен. Были заново проанализированы и расходы ГП. В частности, порт платил филиалу АМПУ за воду 151 грн за тонну.  А. Махов доказал, что это – завышенный тариф, и руководству филиала ничего не оставалось, как снизить расценки более чем в два раза.

Итак, на примере Ренийского порта мы видим, что правильные кадровые решения и грамотный подход к экономике предприятия сами по себе способны стать фактором финансового и производственного оздоровления. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся без ответа «загадочный феномен»: перерабатывая меньше грузов, чем субъекты СЭЗ, ГП «РМТП» платит налогов в два раза больше. Мы уже писали о том, что новый глава Ренийской райгосадминистрации Сергей Белюк, комментируя данный факт, прямо заявил: СЭЗ паразитирует на теле порта. Почему же изучением этой проблемы не занимаются столичные чиновники, управляющие морской отраслью?..

Когда этот материал был уже готов к печати, стало известно, что состоялся конкурс на замещение вакантной должности директора порта Рени. В нём принял участие ряд ренийских специалистов, однако руководителем ГП «РМТП» вновь назначен «варяг» — бывший и.о. председателя правления Украинского Дунайского пароходства Александр Кравченко. Учитывая, что принципы кадровой политики в нашем государстве по-прежнему являются «большим секретом для маленькой компании», ренийским портовикам остаётся надеяться только на то, что новое назначение не принесёт предприятию неприятных сюрпризов, и потом не придётся приглашать специалистов-пенсионеров, чтобы они расхлёбывали очередную горькую «кашу».

 КСТАТИ

По итогам за 9 месяцев 2015 года общий грузооборот ГП «РМТП» и частных стивидорных компаний, работающих на территории порта, составил 776 тыс. тонн. Это почти на 37% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, когда объём грузопереработки составил 1 млн 231 тыс. тонн.

 

Андрей ПОТЫЛИКО