Не успел автор этих строк опубликовать статью о принятой Ренийским горсоветом Программе социально-экономического развития Ренийской объединённой территориальной громады на 2021 год, как появилась новость о том, что группа экспертов приступила к подготовке Стратегии развития ОТГ до 2027 года. Об этом в социальной сети Facebook сообщила секретарь Ренийского горсовета Оксана Ефименко.
«Состоялось первое заседание рабочей группы по разработке Стратегии развития Ренийской территориальной громады. Наша громада выиграла очень важный проект, значимый для успешного развития, — отметила Оксана Ефименко. – Мы – молодая амбициозная громада, которая только начала свой сложный и нелёгкий путь. Главная наша задача – это реальные изменения к лучшему в жизни каждого человека, чтобы каждому из нас было хорошо жить, работать и отдыхать. У нас с вами есть сильные стороны: умные и трудолюбивые люди, уникальное географическое положение, культура, природа. Есть замечательные возможности развивать местную экономику, туризм, сельское хозяйство. Однако есть и проблемы…
Этот проект даст нам возможность принимать участие в грантовых конкурсах. Разнообразные фонды, ассоциации предлагают финансовую поддержку в реализации лучших общественно полезных идей. В развитых странах Европы не может даже идти речь о реализации любых проектов муниципалитетов без наличия стратегии развития.
Только сформировав общее видение будущего громады, привлекая активное участие жителей громады в реализации этого проекта, мы сможем достигнуть желаемого результата… Залог нашего успеха – постоянное и взаимовыгодное сотрудничество власти, бизнеса и граждан…
В реализации этого проекта нам помогают профессионалы из команды «U-LEAD з Європою». Это команда с большим опытом и багажом знаний. Мы очень благодарны экспертам Виктору Бондаруку и Юлии Молодожён за помощь громадам, которые только начинают свой путь».
На фоне того, что вышеупомянутая Программа социально-экономического развития Ренийской общины оказалась вопиющей халтурой (как показал наш анализ, она не имеет ничего общего ни с полноценной программой, ни с развитием), Стратегия развития громады до 2027 года вызвала у нас особый интерес. Что представляет собой эта инициатива? Зачем она нужна? Каковы реальные возможности её реализации в условиях завершающей стадии административно-территориальной реформы? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Начнём с того, что разработка Стратегии развития сопровождается массированной информационной кампанией и глубоким изучением общественного мнения среди местных жителей. По словам эксперта организации «U-LEAD з Європою» Виктора Бондарука, первый этап подготовки документа займёт около трёх месяцев. За это время рабочая группа должна собрать максимальный объём информации о Ренийской громаде, а затем обработать и проанализировать полученные сведения. Параллельно осуществляется широкий опрос населения ОТГ посредством СМИ, социальных сетей и других интернет-ресурсов. Опрос проводится в виде анкетирования, которое позволит жителям громады ответить на множество вопросов относительно сегодняшнего социально-экономического положения общины и перспектив её развития в обозримом будущем. Как утверждают организаторы опроса, ответы людей послужат главными ориентирами для основных направлений и приоритетов Стратегии развития.
Виктор Бондарук отметил, что европейские стандарты и нормы статистики требуют в подобных случаях опросить не менее 200 человек на 5 тысяч жителей. Соответственно, на вопросы анкеты должны ответить, как минимум, 1500 человек, — только такой охват респондентов позволит специалистам получить объективную картину в рамках громады. Кстати, о масштабе опроса говорит и то, что к нему привлекаются даже школьники старших классов. Правда, здесь не обошлось без любопытных разночтений. Как утверждают организаторы анкетирования, школьники задействованы лишь для того, чтобы передать опросные листы своим родителям. Однако у автора этих строк – другая информация. Например, руководители некоторых ренийских школ дали классным руководителям 9-11 классов прямое указание: обеспечить анкетирование непосредственно среди учеников, а затем отчитаться о количестве опрошенных в каждом классе.
Думаю, здесь мы вправе поставить вопрос: зачем к такому взрослому и серьёзному делу привлекают детей? Ведь даже старшеклассники – это несовершеннолетние. К тому же, они не имеют права голоса на выборах и почти не участвуют в жизни общины, если не считать школьных и массовых мероприятий. Таким образом, можно лишь догадываться, зачем экспертам «U-LEAD» понадобилось мнение школьников.
Но вернёмся к Стратегии развития громады. Необходимо отметить, что это далеко не первая инициатива такого рода – Ренийский горсовет уже несколько лет принимает активное участие в подобных проектах и программах. Причём всякий раз в роли экспертов выступают активисты всевозможных грантовых организаций, которые финансируются Евросоюзом, Фондом Сороса и другими международными финансовыми донорами (именно этих активистов в народе называют «грантоедами» и «соросятами»; к данной теме мы ещё вернёмся).
Вот и сейчас Ренийская община доверила сконструировать модель своего будущего довольно известной организации — «U-LEAD з Європою». Она совместно финансируется Евросоюзом и отдельными странами ЕС – Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией. Организация занимается реализацией международной Программы поддержки реформы децентрализации в Украине в партнёрстве с Министерством развития громад и территорий Украины. Официальная цель «U-LEAD» — это «расширение прав и возможностей граждан и громад, подотчётности и развития на уровне местного самоуправления». Бюджет первой фазы программы (январь 2016 – июнь 2020 года) составлял 102 миллиона евро, бюджет второй фазы (июль 2020 – декабрь 2023 года) – 50 млн 300 тыс. евро. На сегодняшний день региональные офисы «U-LEAD» действуют во всех 24-х областях Украины.
В общем, как и всегда, всё выглядит красиво, солидно и амбициозно. Если не учитывать одно пикантное обстоятельство – степень эффективности грантовых программ и проектов. И опыт города Рени в этом смысле является очень показательным. Достаточно привести несколько примеров за последнее время.
Напомню, что в июле 2017 года в Ренийском горсовете состоялась презентация Плана действий по устойчивому энергетическому развитию и адаптации города к изменениям климата. Этот документ стал результатом сотрудничества между мэрией Рени и Ассоциацией «Энергоэффективные города Украины» (АЭГУ) в рамках международного проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине».
Выступая перед партнёрами, тогдашний секретарь Ренийского горсовета Сергей Кобенко отметил, что на стадии подготовки Плана действий мэрия переработала громадный объём информации о местных предприятиях, организациях и инфраструктурных объектах в контексте нынешнего уровня энергопотребления и перспектив энергоэффективности. В результате горсовет получил обширную базу данных, позволяющую создавать стратегию энергетического развития Рени на много лет вперёд. Сергей Кобенко отдельно подчеркнул, что тем самым муниципалитет лишь за 4 месяца проделал работу, которая раньше не делалась десятилетиями.
«Необходимо понимать, что План действий – это инструмент для привлечения международных грантов, кредитов и инвестиций. Это положительный сигнал для финансовых доноров, которые более охотно выделяют деньги тем городам, где уже прописан конкретный алгоритм действий в сторону повышения энергоэффективности», — заявил эксперт АЭГУ Виталий Волков.
В итоге в рамках Плана действий по устойчивому энергетическому развитию Рени был запланирован ряд основных мероприятий для повышения энергоэффективности города: введение энергоменеджмента в бюджетных организациях; регулярное проведение информационных кампаний с целью повышения осведомлённости населения в вопросах энергосбережения; модернизация уличного освещения, городского транспорта, водоснабжения и т.д.; термомодернизация жилфонда и объектов бюджетной сферы; стимулирование владельцев жилья к повышению энергоэффективности собственных домов; меры для адаптации к климатическим изменениям.
Казалось бы, прекрасные и совершенно конкретные рекомендации. Да вот незадача: данный перечень подразумевает колоссальный объём работ, требующих столь же колоссальных финансовых затрат. По оценке экспертов, для полной энергетической модернизации Рени до 2030 года необходимы инвестиции в объёме около 588 миллионов гривен! Разумеется, ни один местный и даже областной бюджет не осилит такие расходы. Где же брать деньги? Как отметили представители АЭГУ, городу неизбежно придётся искать самые разные источники финансирования – международные гранты и кредиты, а также деньги собственников жилья, коммерческих объектов и т.д. Причём, по убеждению специалистов, доля собственников в структуре инвестиций должна составлять не менее 60%.
Во как! «Железная» грантоедская логика! Особенно если учесть тот факт, что большинство владельцев жилья – нищие пенсионеры, которые едва способны оплачивать «коммуналку». А им предлагают взять на себя 60% инвестиций в термомодернизацию жилфонда! Неудивительно, что даже городской голова Рени Игорь Плехов, выслушав экспертов в ходе презентации, в конце концов заявил: подавляющее большинство местного населения ни по уровню сознания, ни по уровню доходов не готово к столь масштабным усилиям.
Несмотря на серьёзные основания для скепсиса, в 2017 году сессия Ренийского горсовета приняла План действий по устойчивому энергетическому развитию города. И что же? С тех пор об этой программе все благополучно забыли – её, что называется, тихо положили под сукно…
Конечно же, за минувшие три года мэрия кое-что предпринимала для повышения энергоэффективности коммунальных объектов, — например, были сделаны работы по утеплению детских садов. Однако подобные мероприятия носят точечный характер, в рамках скромных возможностей местного бюджета. Ни о каком масштабном энергетическом развитии города речь не идёт. И хотя, как уверяли представители грантовых организаций, «План действий – это инструмент для привлечения международных грантов, кредитов и инвестиций», в Рени почему-то не наблюдается очередь из инвесторов, банкиров и прочих финансовых доноров, желающих вложить сюда сотни миллионов гривен. (Окончание следует)
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.