И вновь молдавское село Орловка (Ренийский район) совершило свой традиционный рождественский обряд – Крэчун. Собственно, по-молдавски «Крэчун» и есть Рождество, однако орловский вариант этого праздника является абсолютно уникальным – ничего подобного нет ни в Украине, ни в соседней Молдове.


Орловка – православное село, но Рождество здесь отмечают по католическому церковному календарю. Более того, местная праздничная традиция самым причудливым образом сочетает в себе христианские и языческие элементы, причём вторые явно преобладают.

Самое интересное заключается в том, что в Орловке хранителями многовекового обычая выступают молодые люди – именно они берут на себя роль организаторов и главных участников действа. В данном случае нет никаких сценариев, режиссёров или руководителей извне – традиция живёт на условиях самоорганизации, и потому её можно назвать подлинно народным праздником. Жители села проводят свой обряд не для туристов и не для властей, а для себя. Вот почему орловский феномен каждый год получается живым, аутентичным и в чём-то даже спонтанным.

Пресса не раз излагала суть и подробности обычая, поэтому вкратце напомним, что накануне праздника Орловка условно делится на две части, которые сложились исторически («каменная» и «лесная» стороны). На каждой половине села собираются парни, в большинстве своём отслужившие в армии. Они облачаются в «дембельскую» военную или военно-морскую форму. По словам местных жителей, такая особенность праздничной одежды сложилась в советское время (в 60-70-е годы прошлого века). В тот период традиционный народный костюм мог расцениваться как признак национализма, а военная форма воспринималась нейтрально.

Каждая из двух «армий» делится на две группы – чата маре (большая группа) и чата Мошул (группа Мошула; в неё допускаются ребята, не служившие в армии). Именно Мошул, что в переводе с молдавского означает «дед», является центральным и наиболее колоритным персонажем обряда. Юноша, избранный на эту роль, одевается в маску, похожую на костюм доисторического шамана. Маска сделана из выделанных козьих и кроличьих шкур, она украшена разноцветными лентами и прочими аксессуарами. На поясе «Деда» укрепляются колокольчики, которые обычно висят на шеях овец и быков. Когда Мошул бежит или пляшет, то издаёт характерный звон.

Местные жители уверены, что главный герой праздника своим ужасным видом отпугивает злых духов. С этой же целью впереди каждой рождественской «армии» идут двое-трое молодых людей и неистово лупят о землю «мачуками» — полутораметровыми дубинами из туго связанного тростника.

Всю ночь с 24 на 25 декабря участники обряда бегают по селу и колядуют. Спешка объясняется тем, что молодые люди должны успеть зайти в каждый дом! Считается, что если хоть одно сельское подворье будет пропущено во время праздничного обхода, то в новом году там не будет удачи.

Сначала во двор заходит чата маре, которая песнопениями сообщает радостную весть – родился Иисус Христос, а также даёт знать о скором прибытии Мошула. Вторая группа во главе с самим Мошулом исполняет хозяевам дома молдавские колядки. Хозяева одаривают колядующих, в том числе калачами, которые потом нанизываются на шесты. Но калачи могут дарить только те семьи, где есть незамужние девушки, поэтому «конкурирующие фирмы» соревнуются по количеству собранных калачей, — это своего рода признак престижа.

Утром два «воинства» сходятся в центре села. Парни образуют хоровод, и начинается ритуальный танец. Затем обе рождественские «армии» поднимают своих Мошулов над головами, и те приветствуют друг друга, обмениваясь подарками. Вскоре наступает кульминация праздника: противоборствующие стороны начинают переталкиваться. Борьба идёт до тех пор, пока один из «Дедов» не окажется низвергнутым. Победившая сторона ликует!

Необходимо отметить, что на сей раз борьба была особенно упорной и драматичной – никто не хотел уступать. Участники обряда настолько увлеклись схваткой, что вышли за традиционные границы «ринга» и даже потеснили толпу зрителей. Если применять боксёрские термины, то можно сказать, что Мошулы вошли в клинч. В итоге «Деды» повалили друг друга, и, таким образом, борьба закончилась боевой ничьёй. Тем не менее зрители были в восторге!

«Я уже четырнадцать лет принимаю участие в этом празднике. И, разумеется, бегаю по селу и колядую всю ночь. Уже привык! – говорит активный хранитель традиции Юрий Иванов. – Я специально для этого приезжаю из Одессы. Даже если у меня рабочий день, я отпрашиваюсь и спешу сюда – несмотря ни на что! Спасибо государству, что сделало 25 декабря официальным выходным днём. Для меня орловское Рождество – это прежде всего огромное количество положительных эмоций! Мы желаем людям счастья и добра, и нам приятно приносить радость и праздничное настроение в каждый дом».

«В своё время, два года подряд – в 2001 и 2002 – я участвовал в обряде вместе с братом Михаилом, и мы оба были в роли Мошула, — вспоминает Сергей Даскалеску. – Носить маску – довольно тяжело, в ней трудно дышать. Колокольчики на поясе весят около шести килограммов, а надо ещё уметь правильно ими звенеть. Тот, кто держит Мошула на своих плечах, выбирается из числа самых крепких парней. Мошул тоже не должен быть хилым, но для его избрания на эту роль нет каких-то особых принципов. Скажем так: парень, которому предстоит носить маску, должен быть наиболее авторитетным и уважаемым среди товарищей».

Нет никаких сомнений в том, что доисторические элементы орловской традиции связаны с днём зимнего солнцестояния, когда отмечался языческий Новый год. Отсюда – и ритуальный хоровод (очевидно, символизирующий солнцеворот), и столкновение двух «армий» во главе с Мошулами (олицетворение борьбы дня и ночи), и многие другие символы, значение которых уже стёрлось в народной памяти за многие века.

Отдельно следует подчеркнуть, что местный рождественский обряд, видимо, можно считать отголоском взаимопроникновения славянской и молдавской культур. Известно, что в ходе своего этногенеза предки молдаван смешались со славянским населением, которое обитало в бассейнах рек Молдова и Прут. Об этом свидетельствует даже молдавский антропологический тип, сложившийся на юге Бессарабии – здесь по сей день рождаются светловолосые и голубоглазые дети, что в целом нетипично для молдаван. Славяне отмечали день Карачуна – сурового божества зимы. Имя этого языческого бога произносится ещё как Корочун, что значит «самый короткий». День зимнего солнцестояния предшествовал возрождению Солнца: после Карачуна ночи шли на убыль, а световые дни становились длиннее. Вот почему Рождество у молдаван получило название «Крэчун».

Христианское Рождество практически совпало с древним праздником солнечного возрождения – тут явно напрашивалась аналогия с появлением на свет Иисуса. Неудивительно, что день 25 декабря объединил в себе языческие и христианские мотивы.

Как напомнила работник Национального музея этнографии и естественной истории Молдовы Мария Чокану, в молдовских колядках поётся, что Мош Крэчун (Рождественский Дед, аналог русского Деда Мороза) был реальным человеком. Именно он спас новорожденного Христа от холода своим жилетом. Тогда Бог распорядился, чтобы в день рождения Христа дед приносил детям подарки. В других источниках сказано, что Рождественский Дед появился ещё до христианства и символизировал возрождение солнца.

Андрей ПОТЫЛИКО