В недавнем прошлом главной темой для многих аналитических прогнозов были рассуждения по поводу возможности выделения Украине очередного денежного транша МВФ. Прогнозы экспертов были самыми различными, но в конечном счете Украина получила третий транш Международного валютного фонда в размере 1 миллиарда долларов.
«Я приветствую только что принятое положительное решение совета директоров Международного валютного фонда о продолжении программы сотрудничества с Украиной и выделении дополнительных объемов финансовой помощи», – заявил Петр Порошенко комментируя важное для украинской экономики решение.
Цена вопроса – один миллиард
14 сентября стало известно, что Украина получит 1 млрд. долл. США от МВФ. Президент Украины в своем обращении по этому поводу отметил, что финансовая помощь и привлечение иностранных инвестиций в украинскую экономику позволит удержать стабильность гривны. Кроме того, он отметил, что после решения Фонда Европейский союз может выделить Украине 1 млрд.долл. США и 600 млн. евро макрофинансовой помощи.
Отметим, что третий транш помощи в рамках одной программы сотрудничества получен впервые в истории отношений между Украиной и МВФ. На что пойдут эти средства?
«Сумма третьего транша финансирования составляет 716,11 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) или около 1 млрд. долл. США в эквиваленте. Большую его часть Украина получит в СПЗ, другую часть – в международных валютах. Этот транш будет направлен на увеличение международных резервов НБУ», – отметили в Национальном банке Украины.
В преддверии принятия решения о продолжении кредитования Украины прозвучало заявление министра финансов Российской Федерации, что он будет голосовать против выделения дополнительных средств Украине. Правда, большинство экспертов были едины во мнении, что в данном случае роль России не стоит переоценивать. В итоге решение, вынесенное на повестку дня было принято.
Кредитные деньги: «за» и «против»
Выделение порядка 1 млрд. долл. США воспринимается не однозначно. С одной стороны – это демонстрация успешности в отношениях между Украиной и международным пулом доноров, с другой стороны кредитная линия приводит к зависимости экономики и правительства от денег извне, что делает политиков в некоторой степени заложниками ситуации.
«Этот кредит не решит наших проблем, но он может поспособствовать более позитивному отношению к Украине в первую очередь со стороны частных инвесторов, которые пока соблюдают большую осторожность. Я бы рассматривал этот транш прежде всего, как символ сотрудничества Украины с МВФ, другими международными финансовыми институциями и крупнейшими развитыми странами. Это явная демонстрация поддержки со стороны США, ЕС, Великобритании, Канады», — делится своим мнением Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова.
Получение транша от МВФ поможет укрепить национальную валюту, которая начала «проседать» в последние месяцы. На фоне новостей о передаче очередного транша доллар уже потерял по отношению к гривне 10 копеек, а евро – 19 копеек. Однако существенного усиления национальной валюты ожидать не стоит.
«Курс, скорее всего, будет колебаться в диапазоне 26-27 грн/долл., поскольку до весны давление к ослаблению гривны будет сильнее, чем давление к ее усилению. Весной закончится отопительный сезон, и начнется сезонный рост экспорта. Соответственно, можно будет ожидать более значительного укрепления украинской валюты», — пишет в своем блоге экономист Александр Жолудь.
В свою очередь главный экономист компании «DragonCapital» Елена Белан, уверена, что получение средств от МВФ «заякорит» ожидания и населения, и бизнеса и поможет утихомирить спекулятивный спрос на валюту.
Критерии для получения кредитов от МВФ
Выделение дополнительных кредитных средств связывают с выполнением украинской стороной ряда обязательств.
«Программа расширенной помощи Украине была подписана еще в начале 2015 года, весной и летом мы получили по ней определенные средства. Третий транш должен был поступить в сентябре того же 2015-го, однако на практике его одобрили лишь через год, в сентябре 2016-го. То есть, практически год Украина не выполняла каких-то условий МВФ и не получала его средств», — подчеркивает Александр Жолудь.
Среди прочего украинская сторона для получения кредитов в кратко- и среднесрочной перспективе должна провести пенсионную реформу, реформировать банковский сектор, принять закон о независимом регуляторе энергетического рынка и усилить борьбу с коррупцией.
Разумеется, что подобные реформы будут вызывать протест у части электората и политических конкурентов нынешней власти, что ещё больше увеличит давление на кабинет министров. Однако даже полученный транш от МВФ не означает передышки.
«Ситуация стабилизировалась на время. Будет резкая корректировка гривны, но крах может быть очень быстрым. А это рост социального напряжения и угроза политической стабильности. В стране в состоянии войны – это еще и вопрос национальной безопасности. Но если парламентарии не будут действовать, мы буквально через месяц вернемся в ту ситуацию, которая была, но еще и с миллиардным долгом», – считает экономический эксперт Олег Устенко.
Что касается прогнозов по поводу курса гривны по отношению к доллару, то прогнозы разняться: государственный регулятор заявляет, что контролирует ситуацию, а эксперты прогнозируют падение от 27-27,2 грн./доллар до 30 грн./доллар к концу текущего года.
Государственный долг Украины
Долговые обязательства есть у каждого государства. Это не является показателем отсталой или неэффективной экономики страны. Но критическое превышение суммы долга национальных резервов ведет к тому, что государство становится неплатежеспособным со всеми вытекающими последствиями в виде резкого снижения уровня жизни и покупательной способности населения.
Динамика роста внешнего государственного долга Украины приблизительно соответствует росту валового внешнего долга. Удельная часть внешнего государственного долга в последние годы остается более-менее стабильной и составляет 25–35% от общего внешнего долга.
По данным на 1 января 2016 года валовой внешний долг Украины составлял около 118 млрд. долл. США, а внешний государственный долг – около 43 с половиной млрд. долл. США.
При этом в 2015-2016 гг. сохраняется общая тенденция к уменьшению валового внешнего долга Украины и внешнего государственного долга страны. Валовой внешний долг Украины во втором квартале 2016 года по сравнению с предыдущим, первым кварталом, сократился на 2,391 млрд. долл. США, или на 2%, – до 114,966 млрд. долл. США, сообщается на сайте Национального банка Украины.
Государственное заимствование у МВФ за 2014-2015 гг. составило 10,65 млрд. долл. США, при этом в 2015 году было уплачено всего лишь 174 млн. долл. США по кредиту. Наибольшее количество средств придется возвращать в 2018-2019 гг. Причем в 2018 году сумма с процентами составит более 2 млрд. долл. США.
Что касается соотношения долговых обязательств с золотовалютными резервами Украины, то в 2010-2011 гг. они практически совпадали, а «дно» было достигнуто в январе 2015 года, когда золотовалютные резервы составляли всего 19,4% от общей суммы внешнего государственного долга. В настоящее время ситуация несколько выправилась и на 1 июля 2016 года сумма золотовалютных резервов составляет 31,7% от внешнего государственного долга.
Таким образом, в краткосрочной перспективе Украина будет вынуждена делать непопулярные шаги на внутриполитическом поле для того, чтобы получить дальнейшее кредитование от международных доноров. Зависимость от быстроты и полноты имплементации реформ уже не раз звучала со стороны кредиторов. Кроме того в среднесрочной перспективе перед Украиной станет необходимость значительно более масштабно обслуживать государственный долг. Но главный вопрос остается открытым – станут ли кредиты трамплином для развития и выхода из экономического пике или останутся заплатками для закрытия самых острых финансовых дыр?
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.