Измаил выглядит как любой другой небольшой провинциальный город. Огромная площадь частного сектора контрастирует с относительно компактным центром, в котором есть многоквартирные дома. Тем не менее, Измаил куда интереснее, чем просто райцентр где-то в глухомани.

Памятник Суворову на фоне Покровского собора

Согласно официальной версии, город основан в 1590 году. Некоторые исследователи пытаются идентифицировать Измаил в качестве древнеславянского города Смил, входившего в состав Галицко-Волынского княжества. Сам Смил, по их мнению, стоял на месте римской пограничной крепости Сморнис. Впрочем, данные археологических раскопок, находки монет и документальные свидетельства напрочь опровергают версию с городом Смилом, который следует признать выдумкой граждан, считающих Украину родиной слонов.

Уже в XVII веке турки построили крепость, которую трижды брали русские войска – в 1770 (под командованием Николая Репнина), 1790 (Александр Суворов) и 1809 (Андрей Засс). Были и неудачные осады – в 1789 году, когда русской армией командовал все тот же Репнин, 1806 (неудачником оказался одесский градоначальник Ришелье) и 1807 (Иван Михельсон).

Дважды Россия после выигранных войн возвращала Измаил Османской империи. А в 1856 году была вынуждена передать город Объединенному княжеству Молдавии и Валахии. Именно тогда уничтожили все крепостные сооружения. И только в 1877 г. русские войска без боя заняли город. С 1878 по 1918 гг. Измаил вновь был русским городом – центром Измаильского уезда. Во время Первой мировой Измаил на некоторое время стал прифронтовым городом, когда немецко-австрийские войска заняли правый берег дельты Дуная.

Памятник генералу Сергею Тучкову, участнику войн с Турцией, Наполеоном, градоначальнику Измаила в 1830-1836 гг
Старинная мостовая

С 1918 по 1940 год Измаил был под властью Румынии. Примечательно, что ни Российская империя, ни Румыния не удосужились проложить железную дорогу в крупнейший город Нижнего Дуная. Видимо, считали, что для доступа к Дунаю вполне достаточно линии Бендеры – Болград – Рени – Галац. Этот недостаток исправила уже советская власть. Сразу после того, как летом 1940 года Бессарабия, Молдавия и Буковина вошли в состав СССР, началось строительство железной дороги Арциз – Измаил. Уже к весне 1941-го в Измаил пошли поезда. Город стал базой военной Дунайской флотилии, для которой создавалась мощная промышленная база – и без железной дороги в таком деле никак. Кроме того, Измаил перехватил у Аккермана статус областного центра.

Железная дорога на берегу Дуная в Измаиле

С 1941 по 1944 гг. Измаил вновь оккупировала Румыния, полностью восстановившая здесь административную и государственную структуру периода до 1940 года.

А после освобождения целых десять лет Измаил был областным центром. В это время центр города активно застраивался внушительными ампирными «сталинками» и имел все перспективы «навырост» — до областного центра средней руки, вроде Сум, Тернополя или Хмельницкого. Естественно, с соответствующим финансированием и статусом.

Сталинская архитектура в Измаиле

В 1954 году Измаильскую область упразднили, присоединив к Одесской. Измаил же стал городом областного подчинения и центром Измаильского района – не входя в сам район.

Здание городской администрации с памятником Ленину. Ленинофобией, как в Одессе и многих других городах, в Измаиле не страдают

Будучи, после Одессы, крупнейшим городом Одесской области, Измаил стал важнейшим портом на Дунае, центром сельскохозяйственной и рыбной промышленности. Работали судоремонтно-механический и судоремонтный заводы, обеспечивая деятельность военной флотилии и Дунайского пароходства. Население Измаила к концу 80-х гг. достигло 90 тысяч человек.

Типичный измаильский жилмассив с «хрущевками»

Развал СССР и, в первую очередь, нарушение нормального судоходства на Дунае подкосили экономическую основу Измаила. Падение грузопотоков из-за прекращения судоходства на Среднем Дунае (из-за войны и американских бомбежек Югославии) и в устье (когда перестали использовать украинский фарватер в канале Прорва) привел к застою в работе порта и, как следствие, всех остальных связанных с ним предприятий. Все это немедленно сказалось на общем состоянии города, перешедшего в разряд депрессивных. Даже население уменьшилось — до 73 тысяч человек, почти на 20%.

Пансионат «Дунай», то есть – «УАЙ» символизирует кризис в Измаиле

Несмотря на это, Измаил находится в более выгодном положении, чем основной украинский порт на Дунае Рени – благодаря железной дороге. Именно поэтому, с точки зрения государственных интересов, измаильский порт сейчас может обслуживать все грузопотоки страны на Дунае. Интерес к измаильскому порту имеет и Молдова, которая хочет восстановить железную дорогу от Березино до Бессарабской – и получить, таким образом, прямую связь с украинскими портами, минуя Приднестровье.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, внешне Измаил совсем не похож на депрессивный город с загибающейся промышленностью, бедным безработным населением и отсутствием перспектив. Улицы в центре города достаточно пристойно выглядят, по ним едут не самые дешевые машины и достаточно много автобусов.

Торговля и сервис в Измаиле

Правда, среди них можно встретить совсем старые ПАЗики и самые убогие из малых бусиков современного производства марки «РУТА», на которых гордо красуется надпись «Городская программа обновления транспорта».

Ленд-Ровер в Измаиле
Очень старые автобусы ПАЗ на городских маршрутах – своего рода транспортная «визитная карточка» Измаила
РУТА» — самые низкокачественные автобусы малого класса, производимые в Украине на базе шасси «Газели». Измаильские перевозчики закупают их в рамках пиар-«Городской программы обновления транспорта»

В относительно неплохом состоянии старые дома и «сталинки» на центральном проспекте. Тут же – модные ныне фреш-бары. В городе проводятся рок-фестивали и прочие культурные мероприятия. А местное пиво «Fest» пользуется популярностью не только в Измаиле, но и среди одесских журналистов.

Реклама рок-фестиваля
Фреш-бар в Измаиле
Киноафиша и памятник Тарасу Шевченко
Памятник Тарасу Шевченко
Диско-бар «Вулик», из которого улетели все пчелы
Дворец культуры им. Т.Шевченко

Если же мы отойдем на пару кварталов от центра – то сразу погрузимся в патриархальный мир старого Измаила. Узкие улочки, одноэтажные кирпичные дома, булыжные и известняковые мостовые, море зелени и тишина. Вместо привычных нашим глазам кошек по улицам разгуливают маленькие собачки. И прямо на тротуаре можно полакомиться спелой вишней – для этого достаточно ее просто сорвать.

Старые дома Измаила

Маленькая собачка вместо кошки

Хорошее впечатление оставляют старые храмы Измаила, особенно – Покровский собор, копирующий Казанский собор в Петербурге. А на самом берегу Дуная возрождается после периода советского забвения комплекс Свято-Николаевского монастыря.

Покровский собор в разных ракурсах

Свято-Николаевский монастырь на берегу Дуная

Храм
Храм

Нельзя не остановиться на проблемах связи Измаила с внешним миром. Уже три года как закрыт международный аэропорт, из которого ранее были рейсы в Киев, Одессу, Турцию. Единственный пассажирский поезд Измаил-Одесса ходит всего трижды в неделю (зимой – всего дважды), хотя стоит во много раз дешевле маршруток – 16 гривен в общем вагоне. Для сравнения – в маршрутке проезд стоит 90 грн. При безработице и низких зарплатах попасть в областной центр для простых измаильчан уже не всегда по карману.

Для того, чтобы решить проблемы Измаила, нужно вернуть в город судоходство. Все же Украинское Дунайское пароходство – единственная реально работающая судоходная компания страны, обладающая мощными ресурсами. Восстановление базовой отрасли неминуемо повлечет за собой рост и во всех остальных сферах жизни города. А в остальном – государству лучше не мешать людям заниматься своим делом.

Измаильское управление ГАИ расположено в старинном дореволюционном особняке
В центре Измаила – уютные беседки
Не все измаильчане – аккуратные. Находятся и такие, которые устраивают свалку рядом с мусорными контейнерами
В центре Измаила достаточно обширно распространены старые тротуары из плитки или кирпича желтого цвета. Большей частью они заасфальтированы, но местами асфальт сошел, а старое покрытие осталось
Реликты и современность измаильского бизнеса

Старое здание УТОГ
Казино в старой водонапорной башне
Квасопоезд
Калитка в заборе детского садика
Измаильские контрасты: два фото одного и того же дома

Мир

  • Украина получила вертолеты от Польши
    Украина получила вертолеты от Польши

    Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.

    «Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую ​​важную помощь», — написал он.

    В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.

    «В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.

    Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.

    По материалам: Корреспондент.net.