Измаил выглядит как любой другой небольшой провинциальный город. Огромная площадь частного сектора контрастирует с относительно компактным центром, в котором есть многоквартирные дома. Тем не менее, Измаил куда интереснее, чем просто райцентр где-то в глухомани.
Согласно официальной версии, город основан в 1590 году. Некоторые исследователи пытаются идентифицировать Измаил в качестве древнеславянского города Смил, входившего в состав Галицко-Волынского княжества. Сам Смил, по их мнению, стоял на месте римской пограничной крепости Сморнис. Впрочем, данные археологических раскопок, находки монет и документальные свидетельства напрочь опровергают версию с городом Смилом, который следует признать выдумкой граждан, считающих Украину родиной слонов.
Уже в XVII веке турки построили крепость, которую трижды брали русские войска – в 1770 (под командованием Николая Репнина), 1790 (Александр Суворов) и 1809 (Андрей Засс). Были и неудачные осады – в 1789 году, когда русской армией командовал все тот же Репнин, 1806 (неудачником оказался одесский градоначальник Ришелье) и 1807 (Иван Михельсон).
Дважды Россия после выигранных войн возвращала Измаил Османской империи. А в 1856 году была вынуждена передать город Объединенному княжеству Молдавии и Валахии. Именно тогда уничтожили все крепостные сооружения. И только в 1877 г. русские войска без боя заняли город. С 1878 по 1918 гг. Измаил вновь был русским городом – центром Измаильского уезда. Во время Первой мировой Измаил на некоторое время стал прифронтовым городом, когда немецко-австрийские войска заняли правый берег дельты Дуная.
С 1918 по 1940 год Измаил был под властью Румынии. Примечательно, что ни Российская империя, ни Румыния не удосужились проложить железную дорогу в крупнейший город Нижнего Дуная. Видимо, считали, что для доступа к Дунаю вполне достаточно линии Бендеры – Болград – Рени – Галац. Этот недостаток исправила уже советская власть. Сразу после того, как летом 1940 года Бессарабия, Молдавия и Буковина вошли в состав СССР, началось строительство железной дороги Арциз – Измаил. Уже к весне 1941-го в Измаил пошли поезда. Город стал базой военной Дунайской флотилии, для которой создавалась мощная промышленная база – и без железной дороги в таком деле никак. Кроме того, Измаил перехватил у Аккермана статус областного центра.
С 1941 по 1944 гг. Измаил вновь оккупировала Румыния, полностью восстановившая здесь административную и государственную структуру периода до 1940 года.
А после освобождения целых десять лет Измаил был областным центром. В это время центр города активно застраивался внушительными ампирными «сталинками» и имел все перспективы «навырост» — до областного центра средней руки, вроде Сум, Тернополя или Хмельницкого. Естественно, с соответствующим финансированием и статусом.
В 1954 году Измаильскую область упразднили, присоединив к Одесской. Измаил же стал городом областного подчинения и центром Измаильского района – не входя в сам район.
Будучи, после Одессы, крупнейшим городом Одесской области, Измаил стал важнейшим портом на Дунае, центром сельскохозяйственной и рыбной промышленности. Работали судоремонтно-механический и судоремонтный заводы, обеспечивая деятельность военной флотилии и Дунайского пароходства. Население Измаила к концу 80-х гг. достигло 90 тысяч человек.
Развал СССР и, в первую очередь, нарушение нормального судоходства на Дунае подкосили экономическую основу Измаила. Падение грузопотоков из-за прекращения судоходства на Среднем Дунае (из-за войны и американских бомбежек Югославии) и в устье (когда перестали использовать украинский фарватер в канале Прорва) привел к застою в работе порта и, как следствие, всех остальных связанных с ним предприятий. Все это немедленно сказалось на общем состоянии города, перешедшего в разряд депрессивных. Даже население уменьшилось — до 73 тысяч человек, почти на 20%.
Несмотря на это, Измаил находится в более выгодном положении, чем основной украинский порт на Дунае Рени – благодаря железной дороге. Именно поэтому, с точки зрения государственных интересов, измаильский порт сейчас может обслуживать все грузопотоки страны на Дунае. Интерес к измаильскому порту имеет и Молдова, которая хочет восстановить железную дорогу от Березино до Бессарабской – и получить, таким образом, прямую связь с украинскими портами, минуя Приднестровье.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, внешне Измаил совсем не похож на депрессивный город с загибающейся промышленностью, бедным безработным населением и отсутствием перспектив. Улицы в центре города достаточно пристойно выглядят, по ним едут не самые дешевые машины и достаточно много автобусов.
Правда, среди них можно встретить совсем старые ПАЗики и самые убогие из малых бусиков современного производства марки «РУТА», на которых гордо красуется надпись «Городская программа обновления транспорта».
В относительно неплохом состоянии старые дома и «сталинки» на центральном проспекте. Тут же – модные ныне фреш-бары. В городе проводятся рок-фестивали и прочие культурные мероприятия. А местное пиво «Fest» пользуется популярностью не только в Измаиле, но и среди одесских журналистов.
Если же мы отойдем на пару кварталов от центра – то сразу погрузимся в патриархальный мир старого Измаила. Узкие улочки, одноэтажные кирпичные дома, булыжные и известняковые мостовые, море зелени и тишина. Вместо привычных нашим глазам кошек по улицам разгуливают маленькие собачки. И прямо на тротуаре можно полакомиться спелой вишней – для этого достаточно ее просто сорвать.
Хорошее впечатление оставляют старые храмы Измаила, особенно – Покровский собор, копирующий Казанский собор в Петербурге. А на самом берегу Дуная возрождается после периода советского забвения комплекс Свято-Николаевского монастыря.
Нельзя не остановиться на проблемах связи Измаила с внешним миром. Уже три года как закрыт международный аэропорт, из которого ранее были рейсы в Киев, Одессу, Турцию. Единственный пассажирский поезд Измаил-Одесса ходит всего трижды в неделю (зимой – всего дважды), хотя стоит во много раз дешевле маршруток – 16 гривен в общем вагоне. Для сравнения – в маршрутке проезд стоит 90 грн. При безработице и низких зарплатах попасть в областной центр для простых измаильчан уже не всегда по карману.
Для того, чтобы решить проблемы Измаила, нужно вернуть в город судоходство. Все же Украинское Дунайское пароходство – единственная реально работающая судоходная компания страны, обладающая мощными ресурсами. Восстановление базовой отрасли неминуемо повлечет за собой рост и во всех остальных сферах жизни города. А в остальном – государству лучше не мешать людям заниматься своим делом.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.