Распад Советского Союза привел к образованию не только целого ряда независимых государств, ставших полноправными членами мирового сообщества. Этот процесс сопровождался целым рядом вооруженных конфликтов, которые удалось приостановить, но не всегда полностью разрешить и устранить причины, их породившие. В некоторых случаях, это привело к образованию государственных формирований, которые имеют такие атрибуты государственности как полностью оформленные органы власти, избирательную систему, вооруженные силы, валюту, таможню, но при этом не являются признанными мировым сообществом в качестве государства. Или являются частично признанными небольшим количеством государств.
Одним из таких непризнанных государств является Приднестровская Молдавская республика, расположенная на узкой полосе левого берега Днестра. Появление этого непризнанного государственного образования можно приводить в качестве примера того, как ограниченность и недальновидность политиков приводит к тяжелым последствиям и фактическому расколу страны. Принятие законодательства о функционировании языков, не учитывающего интересы русскоязычного населения левого берега Днестра, положило начало борьбе жителей Приднестровья за свои права. А эскалация конфликта с молдавской стороны привела к многочисленным человеческим жертвам и полной утрате контроля Кишинева над левобережьем Днестра. Последующие годы только усиливали разрыв между двумя берегами Днестра – власти Тирасполя начали построение своей собственной, не зависящей государственной системы и аппарата управления. Были проведены выборы в местный парламент, избран президент непризнанной республики, создана финансовая системы и все необходимые государственные учреждения.
Сегодня, когда все больше и больше говорится о необходимости реинтеграции страны, было бы весьма полезно вспомнить и проанализировать те события, которые привели к расколу страны.
Одним из самых острых и трагических эпизодов конфликта стала Бендерская трагедия 19 июня 1992 года. По Кишиневской и Каушанской трассам в Бендеры вошли молдавские колонны бронетранспортеров, артиллерии, несколько танков Т-55. В течение нескольких часов город был занят подразделениями и частями молдавской армии Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к огромному количеству жертв среди мирного населения. Массированные удары молдавские части наносили по зданию горисполкома, казармам гвардейцев, горотделу милиции. ВВС Молдовы попытались разрушить стратегически важный мост через Днестр, связывающий Приднестровье с Бендерами. Для нанесения удара были задействованы два самолета МиГ-29, которые несли по шесть бомб ОФАБ-250. Для контроля за результатами налета в операции принял участие один МиГ-29УБ.В 19.15 молдавские пилоты произвели бомбометание, но неточно, и мост остался цел, а все бомбы упали на близлежащее село Парканы. Прямым попаданием был уничтожен дом, в котором погибла вся семья. Официальные лица Молдовы поначалу отрицали причастность своих ВВС к налету; однако потом министр обороны Республики Молдова признал факт разрушения дома, но отверг заявления СМИ о гибели людей.
Эскалацию конфликта предотвратило только вмешательство дислоцированной в Приднестровье 14-й российской армии под командованием генерала Александра Лебедя, которая в начале конфликта сохраняла нейтралитет, несмотря на то, что в результате боевых действий российские части подвергались обстрелу со стороны молдавской армии и были ранены российские военнослужащие. 7 июля парламент Молдовы принял обращение к правительствам России, Украины, Болгарии и Румынии с просьбой направить свои войска для включения их в состав миротворческой миссии.
Прекращение острой фазы конфликта дало возможность для стабилизации сложившейся ситуации и восстановления нормальной жизни населения. Но вместе с тем, происшедшее проложило резкую грань неприятия между двумя берегами Днестра и способствовало отчуждению Приднестровья от республики Молдова. Необходимо отметить, что из всех непризнанных государственных образований на территории бывшего СССР, Приднестровье отличается тем, что именно здесь был продемонстрирован самый ответственный подход к государственному строительству. Кроме переподчинения силовых структур формирование новых государственных органов, таких как правительство, банковская система, таможня и пр. произошло в кратчайшие сроки и на высоком уровне. Уже на самом раннем этапе Приднестровье получило свою собственную валюту, а экономический потенциал региона позволил обеспечить уровень жизни населения не ниже, а по социальным показателям даже выше, чем на правом берегу Днестра.
Сегодня, оглядываясь на те события, очень трудно отделаться от ощущения, что в основе конфликта лежали не столько эмоциональные моменты, сколько трезвый и циничный расчет. Провозглашение независимости Республики Молдова рассматривалось определенными кругами исключительно как переходный этап к сдаче Румынии территории Бессарабии. И в этом, русскоязычное Приднестровье могло оказаться серьезной помехой. Если на правом берегу Днестра политическая повестка дня диктовалась кучкой оголтелых националистов при пассивности подавляющей части населения, то Приднестровье демонстрировало высокую политическую активность, что, в частности, проявилось в массовом забастовочном движении и активном участии населения в политических процессах. Очевидно, что эта активность являлась серьезной помехой для осуществления планов поглощения новообразованного государства Румынией.
Спровоцированный прорумынскими кругами Молдовы конфликт позволил поставить вопрос об отделении Приднестровья. Эта версия находит достаточно много подтверждений и сегодня в заявлениях современных молдавских унионистов, выступающих за присоединение Бессарабии, в том числе и ее украинской части, к Румынии. При этом унионисты заявляют, что с Приднестровьем Молдова должна расстаться. Кроме того, нельзя не учитывать тот момент, что участие русскоязычного электората Приднестровья в электоральных процессах Молдовы способно кардинально изменить политический расклад в стране. И это показали последние выборы президента Молдовы, на которых за победителя, Игоря Додона , было отдано около 15 тысяч голосов жителей левого берега Днестра.
Наверное, неслучайно, что новоизбранный президент Молдовы Игорь Додон объявил урегулирование Приднестровского конфликта одним из главных приоритетов своей деятельности на посту главы государства. И надо признать, что он взялся за это дело очень активно. За первые 100 дней на посту президента, он провел уже две встречи с новым лидером Приднестровья Вадимом Красносельским, который был избран на этот пост практически одновременно с Игорем Додоном. Пока что эти встречи ограничиваются обсуждением насущных вопросов, способных облегчить коммуникации между жителями двух берегов Днестра. На данный момент руководство Приднестровья категорически отказывается обсуждать какие-либо вопросы, связанные с политическим статусом Приднестровья. И это можно понять – результаты референдумов, проводившихся в регионе, четко и однозначно указывают на то, что более 90% жителей левого берега видят Приднестровье если не в качестве независимого государства, то в составе Российской Федерации, а не Молдовы. Тем не менее, несмотря на значительную экономическую помощь России, пока нет никаких признаков того, что Москва видит Приднестровье в своем составе. Это объясняется многими факторами и в первую очередь – отсутствием общей границы. Скорее всего, Приднестровье устраивает Россию в качестве некоего форпоста в регионе, который позволяет сохранять свое влияние на соседние государства. Также возможно, что Россия даже готова на реинтеграцию левого и правого берегов Днестра, которое, в результате ближайших после этого выборов, неминуемо приведет к смене курса Молдовы на расширение сотрудничества с Москвой. В этой связи, можно говорить о том, что то влияние, которым обладает Россия на руководство региона, может быть использовано для введения вопросов о статусе Приднестровья в повестку переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Но для этого необходимо время и установление доверительных отношений между сторонами.
Пока что, атмосфера, в которой проходят эти встречи, позволяет говорить о том, что взаимное доверие двух руководителей находится на достаточно высоком уровне. Приднестровье в настоящее время находится в достаточно тяжелом экономическом положении, вызванном как объективными внутренними, так и субъективными внешними факторами. К числу последних можно, например, отнести недавнее решение молдавского правительства закупать электроэнергию у украинского поставщика. До сих пор, поставки электроэнергии производила Кучурганская ГРЭС, которая обеспечивала значительную часть экспортной выручки Приднестровья. Похоже, что Приднестровье становится главной разменной картой нашего региона сразу в нескольких противостояниях – как геополитического (Россия-Запад), так и внутримолдавского противостояния (Президент Додон – олигарх Плахотнюк). Тем не менее, эта карта очень сильна и может сыграть практически любую роль в региональной игре. На сегодняшний день эта карта – в российской колоде и по своему значению близка к джокеру и умелый розыгрыш способен кардинально изменить расклад в граничащих с Приднестровьем Молдове и Украине.
Автор: Илья Киселёв
Точка зрения, выраженная в этой статье, отражает мнение автора и не обязательно совпадает с точкой зрения редакции Интернет-газеты “Топор”