Министерство инфраструктуры Украины досрочно расторгло контракт с директором ГП «Ренийский морской торговый порт» Алексеем Кузьменко, который возглавлял госпредприятие с сентября 2014 года. За год своего руководства этот измаильский специалист умудрился довести и без того неблагополучный порт почти до банкротства: при Кузьменко долги ГП «РМТП» достигли 6,2 млн грн, а работа трудового коллектива в режиме 50-80% стала обычным явлением.
Как обстоят дела в порту в настоящее время? Можно ли ожидать, что ситуация начнёт улучшаться, и если да, то за счёт чего? На эти вопросы согласился ответить исполняющий обязанности директора порта Рени Анатолий Мунтян.
– Прежде всего хочу напомнить, что в 2013 году, после разделения порта на Ренийский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ) и ГП «РМТП», директором предприятия был назначен Андрей Фищенко, – говорит А. Мунтян. – Ему было трудно: при разделении основных фондов доля порта составила лишь 23 процента, к АМПУ отошло 77 процентов. Нас оставили даже без административного здания! Надо отдать должное Фищенко – этому грамотному специалисту удалось сплотить коллектив и привлечь дополнительные грузопотоки. Было отремонтировано здание РСУ порта, где и разместилось управление ГП «РМТП». В 2013 году, во многом благодаря усилиям Фищенко, порт переработал 700 тысяч тонн грузов. Цифра вроде бы небольшая, однако на тот момент это составило около 70 процентов общего грузооборота; остальное – грузы субъектов специальной экономической зоны, действующей на территории порта. Работники получали 100 процентов зарплаты. Когда Фищенко уходил с должности, на счету Ренийского порта числилась прибыль в размере 1,3 млн грн. Опять же, надо понимать, что этот показатель был достигнут в тяжёлых экономических условиях.
После того, как директором ГП «РМТП» был назначен Кузьменко, который к тому же привёл свою команду специалистов, положение предприятия стало ухудшаться. Новому руководителю не удалось найти общий язык с грузовладельцами – и объёмы грузоперевалки начали падать. В результате в 2014 году порт Рени самостоятельно переработал (то есть без учёта СЭЗ) всего 150 тысяч тонн грузов – не более 20 процентов от суммарного грузооборота на причалах. Как первый заместитель директора ГП, я не раз пытался убедить Кузьменко в том, что он ведёт неправильную политику. Он слушал, но не слышал. Единственное, что мне удалось, так это убедить его в марте текущего года вернуть в порт Анатолия Махова – опытнейшего и авторитетного специалиста, который на протяжении многих лет, при всех руководителях предприятия, работал заместителем начальника порта по экономике (в 2013 году А. Махова очень некрасиво отправили на пенсию – Прим. авт.).
НА ФОТО: А. Махов. Профессионализм этого специалиста старой закалки позволил оздоровить ситуацию в порту
Благодаря Анатолию Борисовичу удалось вернуть часть грузопотоков, утраченных при Кузьменко. Если в июле нынешнего года порт переработал лишь 8 тысяч тонн, то в сентябре – вдвое больше, 16,4 тыс. тонн. По итогам октября объём грузоперевалки приблизился к отметке 30 тыс. тонн. Вот что такое профессионализм и опыт! Если мы сохраним такие темпы роста, то уже в феврале вернёмся к 100-процентному режиму работы и оплаты труда. Сейчас портовики работают на 80 процентов.
И всё же, за счёт чего предприятие смогло «выбраться из ямы»? Отвечая на этот вопрос, А. Мунтян подчеркнул, что А. Махов в первую очередь пересчитал тарифы на портовые услуги (предыдущим руководством они были явно завышены). По словам и.о. директора ГП «РМТП», при Кузьменко за час работы буксира порт просил 330 долларов! В результате клиенты вообще перестали пользоваться буксирами порта (!!), и портофлот целый год простоял без дела. Сегодня стоимость одного часа его услуг снижена до 141 доллара, были проведены соответствующие переговоры со стивидорными компаниями. Портофлот вновь стал востребованным, и лишь за несколько месяцев он принёс предприятию прибыль в размере 250 тысяч гривен. Были заново проанализированы и расходы ГП. В частности, порт платил филиалу АМПУ за воду 151 грн за тонну. А. Махов доказал, что это – завышенный тариф, и руководству филиала ничего не оставалось, как снизить расценки более чем в два раза.
Итак, на примере Ренийского порта мы видим, что правильные кадровые решения и грамотный подход к экономике предприятия сами по себе способны стать фактором финансового и производственного оздоровления. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся без ответа «загадочный феномен»: перерабатывая меньше грузов, чем субъекты СЭЗ, ГП «РМТП» платит налогов в два раза больше. Мы уже писали о том, что новый глава Ренийской райгосадминистрации Сергей Белюк, комментируя данный факт, прямо заявил: СЭЗ паразитирует на теле порта. Почему же изучением этой проблемы не занимаются столичные чиновники, управляющие морской отраслью?..
Когда этот материал был уже готов к печати, стало известно, что состоялся конкурс на замещение вакантной должности директора порта Рени. В нём принял участие ряд ренийских специалистов, однако руководителем ГП «РМТП» вновь назначен «варяг» – бывший и.о. председателя правления Украинского Дунайского пароходства Александр Кравченко. Учитывая, что принципы кадровой политики в нашем государстве по-прежнему являются «большим секретом для маленькой компании», ренийским портовикам остаётся надеяться только на то, что новое назначение не принесёт предприятию неприятных сюрпризов, и потом не придётся приглашать специалистов-пенсионеров, чтобы они расхлёбывали очередную горькую «кашу».
КСТАТИ
По итогам за 9 месяцев 2015 года общий грузооборот ГП «РМТП» и частных стивидорных компаний, работающих на территории порта, составил 776 тыс. тонн. Это почти на 37% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, когда объём грузопереработки составил 1 млн 231 тыс. тонн.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.