дноуглубление

Определился победитель тендера, объявленного Ренийским филиалом госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) с целью выбрать подрядчика для проведения дноуглубительных работ в акватории порта Рени в 2021 году.

Этим подрядчиком стала одесская компания «Лакоса», предложившая выполнить работы за 12,6 млн грн (на 4 млн грн меньше предельно возможной цены). Такая информация размещена в системе электронных госзакупок Prozorro. Согласно условиям договора между заказчиком и подрядчиком, компания «Лакоса» должна обеспечить навигационные глубины у причалов порта, у судоремонтной набережной, в затоне и на входе в него. Для этого предстоит вычерпать 100 тысяч кубических метров грунта со дна Дуная.

Отметим, что соответствующий тендер был объявлен ещё 15 сентября 2020 года, однако торги были признаны несостоявшимися из-за формальных нарушений законодательства о госзакупках. Эти нарушения выявились со стороны одного из участников тендера – измаильского специализированного технического бюро «Азимут». В результате 30 октября Ренийский филиал АМПУ назначил повторные торги, в которых соревновались прежние участники – бюро «Азимут» и ООО «Лакоса». В конечном итоге тендер выиграла одесская компания, причём её ценовое предложение оказалось лишь на 10 гривен меньше, чем у измаильских конкурентов.

Со своей стороны добавим, что решение о дноуглублении принято на фоне усугубления деградации порта Рени. То есть возникает странная ситуация, когда государственные капиталовложения в развитие портовой инфраструктуры не оправдываются экономической отдачей в виде увеличения грузопотоков. По данным АМПУ, за 10 месяцев 2020 года Ренийский порт и действующие на его территории частные фирмы переработали в общей сложности 672,3 тысячи тонн грузов, тогда как за аналогичный период 2019 года – без малого 1 миллион 58 тысяч тонн. Таким образом, грузооборот упал на 36%.

Столь существенное падение произошло в основном за счёт снижения объёмов главного грузопотока порта – транзитного зерна. Его перевалка за указанный период составила почти 362 тыс. тонн, что на 280 тыс. тонн меньше, чем за 10 месяцев предыдущего года (минус 43,7%). Как видим, ситуацию с привлечением грузопотоков не спасает даже специальная экономическая зона «Рени», субъектами которой является большинство частных портовых операторов. И если даже учесть, что причиной сокращения грузооборота стал неурожай зерна в Молдове и на юге Украины, общая тенденция экономического положения Ренийского порта остаётся удручающей.

Образно говоря, данная конкретная «корова» даёт очень мало «молока», но АМПУ продолжает её «кормить». Более того, финансирование дноуглубительных работ запланировано накануне предстоящей передачи порта Рени в концессию. То есть деньги на содержание транспортной инфраструктуры потратит государство, а выгоду получит частный инвестор.

Собственно, начальник Ренийского филиала АМПУ Юрий Кононенко этого и не скрывает. По его словам, суть концессии заключается в том, что развитие портов идёт за счёт частных компаний, а за инфраструктуру и соблюдение «правил игры» отвечает государство. «Поэтому для того, чтобы заинтересовать потенциального концессионера, мы должны снизить финансовую нагрузку на него», – заявил Ю. Кононенко.