мешок с денньгами

Парламент отправил на доработку законопроект №6062, где предлагается возможность отбирать у громад остатки неиспользованной образовательной субвенции.

Об этом сообщили в Одесском региональном отделении Ассоциации городов.

Напомним, на счетах муниципалитетов ежегодно накапливается от 5 до 10 миллиардов гривен неизрасходованных денег. Как правило, их накапливают школы не в крупных городах, а в средних и малых громадах, которые остро нуждаются в закупках как нового оборудования для классов, так и школьных автобусов, ремонтов пищеблоков. Однако эти средства не спешат тратить.

Так, по состоянию на 1 июля Министерство финансов отчитывалось, что на счетах местных бюджетов аккумулировано 7 миллиардов гривен. Перед началом учебного года об этом заметил и Александр Лончак, директор Департамента образования Одесской ОГА. Среди аутсайдеров, где суммы от 0,5 млн до 8 миллионов гривен неиспользованных средств – Березовская, Знаменская, Коноплянская, Старокозацкая, Шабовская, Бородинская, Тарутинская, Вилковская, Ренийская, Авангардовская, Великодальницкая, Теплодарская, Фонтанская, Ясковская и Балтская (3,8 млн грн) громады.

Аналитический центр Ассоциации городов Украины проанализировал, почему громады не тратят эти средства. В частности, местные власти пытаются таким способом накопить определенную сумму средств на крупные закупки, например, школьный автобус. Еще один тезис — страховка на “черный день», «финансовая подушка», чтобы иметь средства на дальнейшие образовательные проекты.

Но если ранее неиспользованные остатки средств по образовательной субвенции хранились в местных бюджетах и использовались в следующем году, то теперь есть риск их не увидеть. Именно это изменение и предлагает законопроект 6062, отправленный на доработку комитета по бюджетным вопросам ВР, считают в Ассоциации городов.

Отметим, образовательная субвенция появилась в 2015 году на фоне реформы межбюджетных отношений. По замыслу разработчиков, она должна была снять напряжение в обществе из-за хронического недофинансирования образования и поборов, и покрывать текущие расходы общеобразовательных учебных заведений. Остатки хранились на счетах местных бюджетов и использовались в будущих периодах. Однако с 2017 года началась тенденция накапливать ее на счетах, например, использовать для крупных капитальных расходов, таких как переоснащение школ, улучшение материально-технического состояния зданий, закупку дорогостоящей техники, школьных автобусов и т.д.