В День учителя поделиться на «Топоре» воспоминаниями о своих любимых педагогах Елене Задорожнюк и Жанне Суслиной, школьных годах и собственном педагогической опыте решила уроженка Болградского района, прекрасная художница, рассказывающая своим творчеством об украинской Бессарабии, Алла Балан, которая сегодня проживает в Республике Болгария.
Наверняка, у многих возникал вопрос, что происходит в голове у творческой личности. Да, я пишу картины, делаю выставки иногда пишу статьи, стихи… но сегодня мне захотелось поделиться с Вами своими мыслями, тем что называют личным.
На днях прочла, что велик тот человек, кто попал на страницы учебника истории. Я думаю – это совершенно не правильно. Ведь там героев меньше, чем злодеев… Я же считаю, что поистине велик человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший Мастером. И так можно сказать про учителей.
Ведь учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Шедевр учителей – в их жизненном и профессиональном пути. Это их семья. Тысячи трудных, но по-великому важных часов, которые они отдали своим ученикам.
Хочу заметить, что для каждого, кто не вхож в число педагогов, трудно представить, сколько сил, труда, души и терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год педагог отдаёт себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – второй родитель.
Как писатель живёт в своих произведениях, музыкант в своей музыке, а художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Ведь именно от учителя зависит, что прорастёт и созреет из того маленького зёрнышка, которое он когда-то поместил в маленького человечка, пришедшего впервые в его класс.
Нелёгкое дело – учить детей, и я могу это с уверенностью утверждать, исходя из своего небольшого педагогического опыта.
Хочу заметить, что особенно огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, который начинается с букваря.
Наверняка каждый из нас помнит свой первый звонок, первый урок, ответ, первые школьные праздники, и свой первый выпускной бал. И, конечно же, всё это связано с именем первого учителя.
Поэтому сегодня, я хочу рассказать о двух своих учителях, которые являются для меня примером всего самого лучшего, что только есть в человеке – это учитель младших классов Елена Задорожнюк и директор гимназии и учитель Жанна Сусина.
Первый раз – в первый класс
…Пролетело лето, а вместе с ним закончилось беззаботное босоногое детство, беготня и игры во дворе… Настал заветный день первое сентября – все нарядные и улыбчивые, повсюду суматоха.
Стоять в форме было жутко неудобно и к тому же непривычно, хотя со стороны было очень красиво – огромные белые банты украшали голову. Но на линейке я стояла с трудом, а красивый букет цветов хотелось уже кому-нибудь отдать.
Очень волнительно было стоять в толпе школьников, родителей и учителей, в ожидании. Немного страшно и даже не от того, что вокруг меня много незнакомых лиц, а от неизвестности, от ожидания встречи со своим первым учителем.
Лучезарная улыбка и добрые глаза… Не успели опомнится, а мы уже сидим за партами в нашем классе. Знакомство с Еленой Георгиевной Задорожнюк, нашим первым учителем, и нами – первоклашками прошло хорошо, мы узнали друг друга и нам рассказывали про то, что нас ожидает в школьные годы.
Первое впечатление было положительным. Тон у учителя был спокойным, голос – приятным, не нес ущим в себе какого-либо негатива. В последующие учебные дни мне хотелось больше поговорить с учителем, что-то спросить или что-то рассказать. Но мое стеснение и страх были на первом месте.
К моему сожалению, Елена Георгиевна воспитывала наш озорной «Б» лишь до 3-ого класса, после её повысили в должности и она стала завучем, и, как тогда мне казалось, бросила нас. В тот момент весь мир перевернулся с ног на голову, я долгое время не могла смириться, обижалась и сердилась, что её заменил другой, хоть и молодой, и по-своему хороший учитель, но совсем чужой как для меня, так и для многих моих одноклассников.
Несмотря на все свои обиды могу сказать, что вплоть до окончания школы, а после в университете, и даже сегодня, я вспоминаю свою первую учительницу с самым теплым и нежным чувством.
Елена Георгиевна до сих пор напоминает мне детство, весёлые забавы и шалости, первые шаги навстречу своей будущей профессии, о которой я даже и не думала в начальной школе. Из тех лет я часто вспоминаю образ учителя по рисованию, с кистью в руке. То, как она учила нас не только читать, выводить буквы и цифры, но и красиво рисовать. А мы покорно учились, так же аккуратно выводить каждую буковку, каждую чёрточку, запятую и кривую, смешивать между собой цвета, старались быть лучшими и не подводить её, хотя иногда получалось совсем наоборот.
Я всегда буду с огромной благодарностью и с большой теплотой вспоминать своего первого классного руководителя – Елену Георгиевну, ведь она сыграла большую роль в моей жизни. Именно она выпустила меня в большой мир, дала знания и вырастила во мне то маленькое зёрнышко любви к изобразительному искусству, которое не только с каждым годом, а с каждым днём становится все больше и крепче, ведь ещё тогда, в первом классе, случилась ситуация, о которой я всегда буду вспоминать с улыбкой.
…Любимый урок рисования. Одноклассники получают пятерки за домашний рисунок. Моя мама сидит за последней партой (не помню как так вышло). Подошла моя очередь показывать работу, но вместо похвалы и пятерки я получила двойку за домашнее задание по рисованию, которое, так получилось, за меня выполнила моя мама.
По правде говоря, не двойка меня огорчила, а то, что моих одноклассников хвалили за их работы, а я знала, что своё задание выполнила не я, да и ко всему мама учила не врать. Недолго думая, я призналась, за что была справедливо наказана плохой отметкой, которая, пусть и не сразу, но в дальнейшей жизни научила меня ко всему стремиться и добиваться успехов самостоятельно, даже пусть этот путь будет долгим и нелёгким. Ведь пока мы падаем и поднимаемся, мы ощущаем боль и радость от падения. Не потому, что это хорошо, а потому, что только так ощущается настоящая жизнь, со всеми своими плюсами и минусами! И только так начинаешь ценить то, что происходит в твоей жизни. Я всегда буду с благодарностью вспоминать, Елену Георгиевну, как моего первого и самого любимого учителя…
Хоть и прошло время, мы закончили младшую школу, но я так и не сумела смириться с уходом первого учителя, я все так же по детски продолжала обижаться, и после 5 класса приняла решение перевестись в Болградскую гимназию им. Г. С. Раковского.
Соглашусь, что все учителя разные и каждый хорош по-своему. У каждого из них свой подход и собственная методика преподавания, каждый несёт нам только то, что интересно ему самому. О каждом своем педагоге могу говорить часами много хорошего, забавного и удивительного…
Пройдет ещё немного времени, и мы, уже старшеклассники, покидаем стены родной и любимой школы, которые за одиннадцать лет становятся для нас родными. Но в наших сердцах навсегда останется память о наших беззаботных школьных днях и о наших учителях – чутких, отзывчивых и одновременно строгих и справедливых, которые заботились о нас, как о собственных детях и каждый день поддерживали нас – учеников во всех наших начинаниях.
Сегодня я могу часами говорить не только о школе, где формируют твою личность, помогают взрослеть, продвигаться к своей цели, но и о учителях, выделяя каждого, кто преподавал, в течении моих 11 школьных лет.
Ведь для меня каждый из них дорог по-своему, и с каждым связанно не одно событие, своя школьная история. Но все же есть тот самый, который повлиял на мое будущее, на мое решение. Человек, который сумел сделать так, чтоб проросшее зёрнышко, заложенное моим первым учителем, начало давать результат.
Путь к творчеству
Жанна Николаевна Суслина вызывала у учащихся противоречивые чувства, с одной стороны, все знали, что она очень сильный учитель, знающий прекрасно свои предметы, но в то же время она была строгим и справедливым директором, человеком, который нимало сделал как для учителей, гимназистов, так и для самой Болградской гимназии.
Когда Жанна Николаевна входила в актовый зал, на линейку школы, в зале стояла тишина, весь её облик выражал строгость и сдержанность. Её взгляд был очень внимателен. Казалось, что он был направлен на каждого из нас в отдельности, но в то же время она видела сразу всех. За те несколько минут, что она смотрела на нас, создавалось впечатление, что ей удалось изучить каждого в отдельности, услышать наши мысли. При всём своём строгом виде Жанна Суслина, вызывала не страх, а скорее уважение.
С ней было интересно разговаривать, проводить дискуссии, обсуждать проекты и возникшие вопросы. На своём примере она учила взвешивать все за и против, высказывать свою точку зрения, давала нам мудрые советы, которые ни раз помогут нам уже не только в школьные годы, но и во взрослой, временами суровой и до боли несправедливой жизни.
Жанна Николаевна была мне не только учителем, но и начальником, коллегой, наставником, помощником в начале моего педагогического пути. Мне посчастливилось начинать работу в школе, под её руководством, ведь это тот человек, который взял меня под свое крыло, когда я была ещё студенткой, который не просто советами, а на собственных примерах, которым я следую и сегодня, научил меня любить свою работу и отдавать ей всю себя.
Каждый видит и воспринимает её по-разному. Строгий директор, справедливый учитель, отзывчивая женщина, заботливая мать или просто прекрасный человек. Это человек, который полностью отдавался своему делу – такой я увидела и узнала её, когда пришла в гимназию учиться, а потом и работать. Сколько сил, времени и здоровья она отдала всем известной гимназии, учителям и ученикам, знает только она сама и её семья.
Я очень рада, что моя судьба свела меня с такими замечательными учителями, которые дали мне всё то, что пригодилось не только в школе, но и после её окончания. Все те знания, советы, которыми я пользовалась и пользуюсь по сегодняшний день, и буду пользоваться ещё не один год.
Школа была, есть и останется истинным храмом учения и постижения наук, благодаря Вашему труду, Вашей настойчивости, Вашему жизненному оптимизму и, конечно же, Вашей любви к своему делу. Ведь чтобы сотворить шедевр, нужно любить людей, необходимо бескорыстно и самозабвенно отдавать себя другим. Жить и работать так, как делаете Вы на протяжении многих лет.
Настоящий Мастер не станет почивать на лаврах, а пойдёт к новым вершинам, как делают мои любимые учителя.
Елена Георгиевна до сих пор продолжает обучать детей искусству и прививать любовь ко всему прекрасному и красивому.
Жанна Николаевна всё также собственным примером учит решимости и время от времени, пишет замечательные картины.
Дорогие мои Учителя, благодарю Вас за труд и силы, которые Вы вложили в меня и дай Бог Вам не только здоровья и удачи, ибо даже Мастеру необходимо везение и творческий успех.
Я считаю профессию учителя одной из тяжелейших, требующей огромного уважения, почёта и благодарности.
Друзья, мы всегда должны помнить наших учителей, которые не щадят свои силы и время, терпеливо и настойчиво ведут уроки, за те советы, которые поддержат в трудную минуту и помогут нам в дальнейшей нелегкой, непредсказуемой и несправедливой жизни.
Испытав на себе все прелести преподавания, могу сказать, что понимаю, как трудно наставлять и воспитывать школьников. Ведь несколько лет назад, когда я только, только закончила университет, и сама работала учителем в Болградской гимназии, помимо уроков художественной культуры и искусства, преподавания в кружках по рисованию и декоративно-прикладному искусству, я безропотно взяла своё первое классное руководство, в 5-В классе.
Вспоминаю первое сентября, тот момент когда я вошла в свой кабинет. Там за партами сидели они… Маленькие, улыбчивые, с тягой к знаниям и страхом в глазах – беззаботные, взбалмошные ребятишки.
Много воды утекло с тех пор: бесконечные соревнования, общешкольные мероприятия, субботники, городские состязания, борьба за успеваемость, беседы с родителями, экскурсии и много разных других, не менее приятных моментов с моими пятиклашками. Это сейчас они уже выше меня, харизматичные, у каждого своя собственная концепция, все знают, чего хотят получить от жизни, у каждого своя цель.
Мне, конечно же, искренне жаль, что мы с ними расстались уже через год, но такова жизнь, так сложились обстоятельства. Несмотря на это, я безумно счастлива, что моё первое классное руководство связано с моими пятиклашками, моими юными художниками, которые многому меня научили за тот год, что мы провели вместе.
Скрывать не стану, было тяжело. С кем-то из ребят было легко и просто находить общий язык, а к кому-то нужно было подбирать особый ключик. Сколько испытаний мы вместе прошли, сколько радости испытали, уже и не припомнить.
Как говорится, всё первое запоминается на долгие годы, так и мальчишки и девчонки, моего любимого 5-го «В» останутся в моей памяти озорными, добрыми и творческими гимназистами, которых я буду любить и вспоминать. Я благодарна администрации гимназии, за то, что дали мне именно этот художественный класс, ведь я учила их, они росли, и я росла вместе с ними.
Учитель – это не только прекрасная профессия, но и возможность приобретать знания, творчески расти и развиваться, открывать новые возможности. Ведь не зря говорят: «Век живи – век учись». Учиться можно и нужно без возрастных ограничений, никогда не поздно познавать окружающий мир. Учиться не стыдно, ведь если беспокойно плыть по течению жизни, она станет скучной, тоскливой, а главное – лишится смысла. Узнавая что-то новое, человек открывает для себя новые дороги и горизонты, видит жизнь с совершенно другого ракурса.
Дорогие ученики и родители, хочу сказать вам, что учителя с честью и достоинством выполняют свой долг. И мы с вами обязаны уважать и поддерживать их, относиться с такой же добротой и теплотой, как они к нам. Я бы хотела, чтобы многие из нас (сейчас не имеет значения, Вы всё ещё учитесь в школе или уже закончили, или же Ваши дети, сёстры, братья туда ходят) научились понимать и ценить то, что делается во благо самих же нас и от чистого сердца поблагодарить Всех учителей за нелёгкий труд и самопожертвование.
Надо сказать, что в школе работают замечательные педагоги, и лично я каждого по-своему уважаю, потому что с каждым меня связывает нечто личное, нечто особенное и тёплое.
Я горжусь тем, что училась именно в Болградской гимназии и тем, что у меня были такие неповторимые, понимающие и отзывчивые учителя.
Я всем Вам благодарна за то, что Вы были в моей жизни! А некоторые из Вас до сих пор остаются в ней и всё также искренне меня поддерживают.
Жизнь – это не только чёрное и белое, жизнь – это буйство красок, и нельзя забывать, что наш мир прекрасен, что люди и ситуации, которые окружают нас – это учителя жизни, которые делают нас сильнее. И как я уже не раз говорила, не только на уроках детишкам, но и каждый раз на открытии своих выставок: «Каждая жизнь – это картина, родители дают холст, судьба – рамку, общество – краски, ну а рисовать приходиться нам самим».
Поэтому, дорогие мои, живите, будьте счастливы и благодарны всему и всем, кто встречается на Вашем пути. Ведь все улыбки и пощёчины, которые мы получаем от судьбы на протяжении многих лет, – это не что иное, как уроки жизни.
Учитесь на своих неудачах, чтоб в дальнейшем их избежать. Цените советы и берегите свой жизненный опыт, он ещё не один раз Вам пригодится. Не забывайте благодарить всё хорошее и всё плохое, встречающееся на Вашем жизненном пути, эти уроки бесценны, потому как они делают нас сильнее и мудрее.