Сегодня одной из важнейших задач украинского политикума должна стать реформа местного самоуправления, проведение так называемой децентрализации власти, о которой так много в последнее время говорят, но по сути всё остаётся на словах. Ведь практика последних лет показала, что чрезмерная централизация власти приводит к ухудшению дел на местах, что влечет за собой увеличения протестного настроения граждан.
Считаю, что без проведения качественной реформы местного самоуправления и децентрализации власти, положение дел в стране не улучшится, а и то хуже – усугубится! Работа над улучшением качества жизни и повышением всех жизненно важных стандартов в наших сёлах, городах, районах, областях и в стране в целом должна быть четко разделена между местной властью, которую представляют органы местного самоуправления (которые в свою очередь сформированы из представителей громад) и центральной властью нашего государства.
На данный момент ситуация более, чем плачевная. Местное самоуправление в Украине де-юре есть, а де-факто почти нет, потому что лишено возможности полноценно решать и влиять на те или иные процессы, происходящие в громадах, чьи интересы и представляет местная власть, без одобрения или участия центральной власти! Это привело к тому, что 70% руководителей на местах абсолютно далеки от проблем своих избирателей и придумали себе универсальную отговорку и оправдание своего бездействия, прикрываясь тем, что средств в бюджете нет, всё решает и выделяет Киев. Также ни для кого не секрет, что для положительного решения выделения соответствующих средств, для решения зачастую жизненно важных проблем в громадах, нужно обойти немало кабинетов с представителями центральных органов власти, которые могут поспособствовать в выделении необходимого финансирования. Но это еще не все, перед тем как эти средства получить, они, как правило, должны полежать в казначействе и только потом достигнуть конечного результата, а с учетом постоянного роста цен конечный результат не всегда радует.
Помимо острой нехватки бюджетных средств, которая происходит из-за чрезмерной централизации финансовой составляющей нашей бюджетной сферы, на местах также пагубно сказывается и чрезмерная управленческая централизация власти, через районные и областные администрации, которые напрямую подчиняются Президенту и кабинету министров Украины, что приводит почти к ручному управлению всех без исключения процессов происходящих на местном уровне. Хотя согласно законам Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях» местные администрации в соответствии с делегированными полномочиями являются, подотчетными и подконтрольными органам местного самоуправления в части работы в бюджетной, социально-экономической и культурной сферах на территории соответствующих районов и областей. В идеале, согласно действующему законодательству местные администрации, по сути, должны выполнять функцию исполнительных комитетов местных советов, но как показывает практика, они в основном делают вид, что это не так и всегда пытаются перенять на себя роль первой скрипки в районах и областях, относясь к советам как к придатку, который должен без особого разбирательства принимать то, что вносят администрации с учетом интересов и пожеланий не территориальных громад, а центральных органов власти.
Считаю данную модель устройства власти на местах абсолютно не оправданной, ведь когда на местах присутствует двоевластие, то все успешно показывают бурную деятельность, а ответственность сваливают друг на друга, что в свою очередь приводит к постепенному ухудшению благосостояния и качества жизни наших граждан, наших избирателей.
Уверен, что децентрализация власти приведёт к более эффективному управлению и развитию территорий, ведь с полномочиями на места передастся и ответственность за ту или иную громаду, будь то село, район, город, область. Считаю, что ответственность сама по себе сработает как фильтр, как люстрация для местной власти, ведь каждый подумает дважды, перед тем как взвалить на себя ответственность за благосостояние людей и развитие территорий. В итоге к власти на местном уровне придут только профессионалы, люди, уверенные в себе, с необходимым багажом знаний и навыков, настоящие менеджеры, которые в условиях децентрализации смогут развить свои громады и вывести их на новый уровень. А ведь чем крепче громады, тем сильнее государство!
(Из выступления на встрече политсовета Всеукраинской политической партии «Наш край» с активом Одесской области)
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.