Когда в Украине стали праздновать Новый год с ночь с 31 декабря на 1 января? На территории, которая входила в состав Великого княжества Литовского (а позднее после унии Речи Посполитой), эта дата была установлена в 1362 году. Празднование Нового года с 31 декабря на 1 января в Российской империи было привнесено Петром I в 1700 году. До этого отсчет нового года шел с 1 сентября.

Первая новогодняя елка в Одессе

Около двухсот лет тому назад в Одессе появилась первая новогодняя ель. Ее могли позволить себе только очень состоятельные горожане, поэтому немудрено, что она была установлена во дворце Потоцких на улице Софиевской. Ель везли из имения Потоцких в Умани, а о том, как выглядело новогоднее убранство, мы можем узнать по воспоминаниям внука Феликса Дерибаса, который оставил обширное эпистолярное наследие.

Необыкновенным новогодним деревом, по признанию современников, засматривались не только дети, но и все прибывшие гости, «наряженные в роскошные парадные туалеты, любовались дивным, невиданным в Одессе деревом и радовались его зеленой красоте».

Бывали и курьезы, так Новый год 1800 год был омрачен для части публики запретом на проведение вечера у купчихи Рожновой. Она вложилась в инвентарь, музыкантов и напитки, но прибывшие полицейские запретили торжество. Хотя уязвленная организатор в известном источнике возмущалась, что ее соседка еврейка Рухля не подверглась такому беспардонному отношению со стороны блюстителей закона.

В то незапамятное время бытовые неурядицы часто становились препоной для организации праздников. Приведем пример одного из современников начала XIX в.

«Припоминаю как однажды генерал Безак, квартировавший на Дворянской улице, желая дать бал, вынужден был вызвать целую роту солдат для засыпки ухабов»,— пишет старожил Осип Чижевич для издания к столетию города.

*Очевидно Осип Чижевич имел ввиду генерала от артиллерии Александра Безака (1800-1869).

вырезка из газеты
Фото 1. Елка из иллюстрированного приложения к газете Одесский листок (1910)

 

Апельсины, которые спасли Одессу после Нового года

Вернемся в зиму 1800 года. Тогда для Одессы была не самая простая ситуация. Оказавшийся у власти Павел I не хотел продолжать начинания своей матери Екатерины II, поэтому Одесса осталась без финансирования. Но именно зимой 1800 года местные мещане и купцы решили отправить императору презент в виде нескольких тысяч апельсинов-померанцев. Дело происходило сразу после нового года. Члены городского магистрата собрались 9 января 1800 года на совещание, на котором решили просить у Павла I ссуду на четверть века для города в размере 250 000 рублей. Эти средства были необходимы для завершения строительства порта. Вполне возможно, что выбор подарка был обусловлен прошедшим Новым годом, где апельсины играли важную роль, отмечая достаток и праздничность стола зажиточных горожан.

новогодняя картина
Фото 2. Дореволюционная традиция празднования Нового года

 

Гуляния в канун Нового года и благотворительность

«Одесский вестник» (первое регулярное печатное издание Одессы — авт.) регулярно публиковал анонсы культурных мероприятий. В канун Нового года и в ближайшие праздничные дни в городском оперном театре непременно шли представления.

«В четверг, 6 января в Одесском театре будет дано итальянской труппой второе представление оперы «Тебальдо и Изолина», в двух действиях, музыка сочинения Морлакки, поэзия Росси» (опера была написана композитором Франческо Морлакки в 1820 г. — авт.).

По материалам газеты можно проследить, что перед Новым годом увеличивалось количество утерь, например «30 декабря 1841 года турецкий подданный Феофил Хаджи утерял бумажник, в котором находилось 35 рублей ассигнациями и билет, выданный из канцелярии Одесского губернатора».

А годом позже Женское благотворительное общество выступило с инициативой сделать «пожертвования в пользу сирот вместо праздничных визитов на Рождество и Новый год. Книга для этого… положена в казино господина Каруты».

*Жан-Батист Карута, французский кондитер, первый владелец гостиницы «Лондонская». Он устраивал знаковые для одесской публики вечера в своей кондитерской «подле которой обыкновенно собираются дамы, чтобы любоваться зрелищем фейерверка».

Привычной практикой было давать благотворительные представления в помощь нуждающимся. В газете «Новороссийский телеграф» за 1 января 1875 года находим упоминание о выступлении в Мариинском театре. 3 января там анонсировали выступление в пользу «вспомогательного общества приказчиков». Представление давала «греческая труппа» с участием «русских любителей». Стоит отметить, что новогодний репертуар у театра был различным: были представлены — греческая драма «Деньги дьявола», русская драма «Картинки с натуры» и украинская оперетта «Москаль чарівник».

*В то время в Одессе не было Оперного театра. Как раз после Нового года, 1 января 1873 года старый Оперный театр сгорел. Поэтому одним из центров театральной жизни во второй половине 1870-х годов был Мариинский театр, который располагался в Театральном переулке, 14.

Однако, не всегда благотворительные спектакли приносили должный эффект. Так, 30 декабря 1874 года в Мариинском театре состоялся спектакль в пользу инвалидов, который «отличался незначительным сбором, всего 100 рублей. Сбор этот не покрывал даже расходов. Госпожа Келлер пожертвовала из этого сбора в пользу инвалидов 50 рублей».

*Эмилия Келлер с 1871 года арендовала Мариинский театр. Репертуар ее французского театра состоял в основном из оперетт, водевилей и комедий. В состав постоянной труппы входили актеры из Бордо и Тулузы.

В общем, уже к концу XIX в. сложилась привычная традиция празднования Нового года с елкой, подарками, массовыми гуляниями и фейерверками.

 

самодельные игрушки
Фото 3. Самодельные новогодние игрушки

Новогодние елки и игрушки, какими они были?

Мы начинали наш экскурс с описания того, что первая новогодняя елка была у знати, во дворце Потоцких. Но со временем, ель, сосна или любое другое хвойное новогоднее дерево стало привычным для одесситов. Уже во второй половине XIX в. новогодние елки стали массовыми и привычными. С одной стороны их стало легче и дешевле доставлять (появилась железная дорога), с другой стороны законодателями моды была императорская фамилия. Супруга Николая I родом из немецких земель привнесла этот обычай из Западной Европы на территорию империи в середине XIX века.

«28 декабря [1874 года] дети так называемого городского сиротского дома в первый раз со времени основания дома имели «детский праздник»: елку с подарками. Это был для этих детей, до сих пор содержимых в черном теле, большой праздник», — читаем в предновогоднем выпуске газеты «Новороссийский телеграф» (1874).

Чуть позже самой ели вошли в обиход елочные игрушки. До этого хвойные деревья украшали Вифлеемской звездой, орехами, фруктами, иногда и свечами, чтобы было довольно опасно. В газетах конца XIX – начала XX вв. можно найти немало иллюстраций как выглядели новогодние елки.

Возвращаясь к игрушкам, стоит сказать, что поначалу это было довольно дорогое удовольствие. Они стоили до 20 рублей (больше средней месячной заработной платы), поэтому были редкостью и встречались только у богатых одесситов. Со временем промышленность освоила выпуск самых разных елочных игрушек, но до середины XX в. они были ценностью и тщательно передавались по наследству, бережно хранясь упакованными в вату или картонные коробочки.

 

объявление в газете
Фото 4. Газета «Одесский листок», 3 января 1909 г., реклама игрушек

Новый год во время войн и революций

С началом Первой мировой войны широкое празднование было осложнено. Более того елку, как «немецкую придумку» в 1916-1917 годах запретили. Заметно оскудел и новогодний стол. Кроме того Одесса была прифронтовым городом (боевые действия шли на территории Румынии — авт.), был введен «сухой закон».

Тем не менее, журналы продолжали публиковать материалы, подготовленные к Новому году. Но война вносила свои коррективы и темы победы в войне стали проникать даже в новогодние стихи.

«Грядущий год, готовь подарки,
Людей на праздник позови,
Зажги над ними светоч яркий,
Победы, мира и любви!»

Таки строки авторства поэта Юрия Зубова можно найти в первом (январском) номере журнала «Пробуждение» (1915).

В годы гражданской войны было не до праздников. Каждый день был сопряжен с опасностями и трудностями. В Одессе были перебои со светом, дорогими стали дрова, так что использовать деревья для красоты было нецелесообразно. К тому же в годы революции Одесса была наполнена бандами, которые грабили и убивали без различия чина или статуса и без перерывов на праздники. Так, в 1918 году не повезло сахарозаводчику Гепнеру и его гостям, правда, для них все обошлось относительно легко, налетчики взяли деньгами и удалились, очевидно, праздновать Новый год на награбленные деньги.

Запрет и возвращение Нового года

В более позднее время празднование Нового года также претерпевало трансформации. Достаточно сказать, что долгое время (официально до 1930-х гг.) празднование Нового года не поощряюсь в советском государстве. Борьба с «буржуазным наследием» велась не только в плоскости запрета религиозных праздников, но и вполне мирских, каким и был Новый год.

Но с 1930-х гг. в моду вошли уже привычные по дореволюционному времени новогодние елки; уже с советской символикой. Вместо Вифлеемской звезды елку украшали пятиконечной звездой, советская тематика прослеживалась и в оформлении праздничных мероприятий, смысл которых был показать успех советского государства за истекший год.

В 1960-е гг. популярной стала «космическая» тематика, возникло немало новогодних игрушек связанных с темой освоения космоса. В то же время оформилась официальная традиция встречи Нового года перед экранами телевизоров и обязательный набор новогодних блюд. Причем для большинства советских семей подготовка к новогоднему столу была тем ещё квестом, так как самые простые продукты были дефицитом.

В 1952 году Одесский завод шампанских вин презентует первый выпуск полусладкого шампанского. Вино было создано методом резервуарной шампанизации. После этого игристое стало необменным атрибутом новогоднего стола.

 

застолье
Фото 5. Празднование Нового года, 1960-70-е гг

 

Восстанавливалась традиция массовых гуляний в публичных местах. До революции на значительные праздники устраивались гуляния и фейерверки на большинстве площадей в разных частях города. Во второй половине XX века новогодние елки появляются в каждом районе города, а центральная елка последних годов по традиции ставится на Думской площади.

Автор: Станислав Кинка