В ренийской ОШ №3 состоялся семинар на тему: «Професійна траєкторія: індекс інклюзії в «Новій українській школі». Основными участниками семинара стали ассистенты учителей, работающих в школьных инклюзивных классах (то есть в классах, где занимаются дети с особыми образовательными потребностями).

Открыла мероприятие директор ОШ №3 Наталья Пырлог, после чего с обширным докладом выступила директор Ренийского районного инклюзивно-ресурсного центра (ИРЦ) Юлиана Мунтян. Юлиана Александровна подробно рассказала о категориях учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП), в число которых входят дети с ограниченными физическими возможностями, с отклонениями в умственном и психическом развитии, с проблемами опорно-двигательного аппарата, аутисты и др. Руководитель ИРЦ также сообщила о новшествах относительно методических рекомендаций по поводу работы в инклюзивных классах.

Ассистенты учителей затронули ряд организационных и профессиональных аспектов своей деятельности. В частности, возникли разногласия, связанные с нагрузкой и планированием работы ассистентов. По словам Ю. Мунтян, они должны непосредственно работать с учениками 25 часов в неделю. Но одна из участниц семинара, побывавшая недавно на соответствующем тренинге, заявила, что там прозвучали другие цифры: ассистент учителя обязан работать с детьми не 25, а 18 часов; ещё 7 часов он должен посвящать планированию своей работы.

Отвечая на данный вопрос, директор ИРЦ сказала, что не видела ни одного нормативного документа, в котором бы говорилось о 18-ти часах основной нагрузки ассистентов. Как уточнила Ю. Мунтян, бывают ситуации, когда нагрузка ассистента – меньше минимальной нормы, но в этих случаях он должен доработать недостающие часы, выполняя другие функции.

Также возникли вопросы по поводу механизмов взаимодействия ассистента с учителем и с учениками на занятиях. Например, как выяснилось, некоторые педагоги разрешают своему ассистенту ходить по классной комнате во время урока, тогда как другие – запрещают. Как же быть?

«В первую очередь надо помнить, что мы всё делаем для ребёнка с ООП, а не для удобства учителя. И если возникает такая потребность, то ассистент может ходить по классной комнате во время урока», – ответила Юлиана Александровна.

Тем не менее она была вынуждена признать, что на сегодняшний день в Украине не существует общей чёткой методики взаимодействия ассистента с учителем и с детьми. По словам руководителя ИРЦ, в определённой степени этот пробел может заполняться в индивидуальном плане развития ребёнка (такой план составляется для каждого школьника с ООП).

Не менее серьёзной проблемой остаётся слабая кадровая и организационная готовность отдельных школ к обеспечению инклюзивного обучения. Виктор Метель, отец ребёнка с ООП, задал вопрос о том, что делать, если школа не способна создать полноценную команду сопровождения ребёнка, или же если в школе попросту нет ассистента учителя? Каким образом родители такого ученика могут защитить его законное право на инклюзивное образование?

К сожалению, внятного ответа на этот вопрос не прозвучало. Согласно разъяснению Министерства образования и науки Украины, школа должна гарантировать инклюзивный процесс «по возможности». Но кто и как отвечает за создание этой возможности? До конца не ясно…