О роли специальной экономической зоны «Рени», которая действует на территории Ренийского морского торгового порта, существует два радикально противоположных мнения. Согласно одному из них, она, а точнее расположенные на ней предприятия, в течение последних лет обеспечивают для порта дополнительный грузопоток. Сторонники другого, к числу которых относятся и некоторые руководящие работники райгосадминистрации, считают, что так называемые субъекты СЭЗ работают только на себя, бессовестно отбирая у порта грузы и обрекая его на полный крах. Пролить свет на данную ситуацию поможет интервью с руководителем одного из субъектов специальной экономической зоны «Рени» – ООО «Агро-Рени» Николаем Кулиш.
– Николай Васильевич, учередителем «Агро-Рени» является компания «Русагро-Прим», основанная в Молдове в 2002 году. Что это за компания, чем она занимается, и какой проект она решила реализовать на территории Ренийского порта?
– С момента своего создания компания «Русагро-Прим» занимается заготовкой, производством и экспортом зерновых из Молдовы. В течение всего этого времени она постоянно развивается, увеличивая свой грузопоток и активно инвестирует полученную прибыль в производство и переработку сельскохозяйственных культур на основе современных технологии.
В Молдове по заготовке зерновых компания сотрудничает более чем с 400-ми сельхоз производителями, кроме этого имеет свои земли, на которых так же выращиваются сельхозкультуры. Для переработки масличных и зерновых компания имеет маслозавод и мельницу. Еще к числу активов предприятия относятся элеваторы, расположенные в различных районах, начиная с севера и заканчивая югом Молдовы. Общее единоразовое хранение элеваторов составляет более 150 тысяч тонн. Весь объем зерновых вывозится своим автопарком и ж\д транспортом.
Но в последние годы компания столкнулась с проблемой перевалки зерновых в портах Украины, так как все компании, оказывающие этот вид услуг в сезон, не могли предоставить склады и обеспечить перевалку наших объемов.
И тогда нами было принято решение разработать проект создания зернового комплекса по перевалке зерновых и тарно-штучных грузов.
Ознакомившись со всеми предложениями по его строительству в Молдове, Румынии и Украине, в конечном итоге выбор пал на Ренийский морской торговый порт.
Исполком Ренийского городского совета, изучив бизнес-план и сам проект, в рамках своих полномочий, которые дает Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени», в начале 2014 года утвердил проект для реализации на территории СЭЗ силами созданного ООО «Агро-Рени».
Проект предусматривает строительство зернового комплекса по перевалке зерновых и тарно-штучных грузов мощностью 500 тысяч тонн. Для этого были заключены договора аренды недвижимого имущества на территории Ренийского морского торгового порта: склада №6, железнодорожных путей – ветка №20, 800 метров железнодорожной колеи и причала №9. При этом компании пришлось вложить немалые собственные средства для того чтобы восстановить и иметь возможность использовать эти объекты. Так, в ремонт склада №6, который пустовал длительное время и был непригоден для эксплуатации, вложено 2,9 миллиона гривен. Здесь была полностью заменена кровля, усилены несущие конструкции, балки, произведено укрепление стен. На собственные средства ООО «Агро-Рени» на арендуемой железнодорожной ветке восстановлены все прилегающие пути, необходимые для производства работ. Приобретена перегрузочная техника украинского производства на сумму 4 000 000 гривен.
Все эти работы показали, что компания пришла в порт серьезно и надолго. Но это очень не понравилось конкурентам – субъектам СЭЗ, которые также занимаются перевалкой зерна на территории порта.
– Вы имеете в виду ООО «Рени-лайн», которая втянула вас в судебные разбирательства по аннулированию договора по реализации инвестиционного проекта и аренды недвижимого имущества?
– Перегрузом зерна сегодня, кроме нас, на территории порта занимаются пять предприятий – это «Аккорд», «Рени-лайн», Ренийский элеватор, сам порт и в последнее время на зерно переключилась компания «Рени-Лес». Но «Рени-лайн» хочет быть своего рода монополистом в деле оказания услуг, связанных с перевалкой зерновых в Ренийском порту, поэтому в нашей компании она увидела серьезного и неугодного соперника. По инициативе собственника компании «Рени-Лайн», представляющей экспедиционные услуги в порту Рени, В. Бабича затеяны все судебные процессы. Он участвовал во всех конкурсах по аренде склада №6, с целью сорвать их. И это ему удавалось неоднократно, конкурс переносился несколько раз и затянулся на 9 месяцев. А конечная цель В. Бабича – не дать нам инвестировать и развиваться в порту.
Практически два года мы ведем борьбу за выживание. От руководства «Рени-лайн» идут жалобы и требования отменить регистрацию нашего проекта во все инстанции. «Рени-лайн» заявляет о своих претензиях на склад №6, и на причал №9. Но зачем им, скажем, склад №6, если рядом расположен пустующий арендуемый ими склад №5, который совершенно не работает. И причал №8, на котором они работают, практически не загружен.
Сейчас дело находится в судебных инстанциях. Из-за этого не может вступить в силу решение об аренде 2,8 гектара земли на территории порта. В результате мы не можем установить в соответствии с проектом силоса для хранения 24 тысяч тонн зерна, автоматизированную систему приемки зерна. От этого несет убытки порт, который на сегодня имеет огромную задолженность по оплате налога на землю. Ведь мы могли бы взять на себя оплату за аренду этого участка земли и уменьшить налоговое бремя для порта.
Через средства массовой информации наш конкурент распространяет неправдивые факты. К примеру, он заявляет:
– о том, что на «Рени-Лайн» приходится большая часть перегруженного в порту зерна. Но вот справка Ренийского филиала ДП «АМПУ», в которой приводится данные о переработке зерновых грузов за сезон с 01.07.2014 года по 30.06.2015 года. Если в целом порт переработал 772 тысячи тонн зерна, то доля оператора ООО «Агро-Рени» составляет 270 тысяч тонн (35% всего объема), а оператора ООО «Рени-Лайн» – 160 тысяч тонн.
– запускается, так же, и другая дезинформация.
– Расскажите о коллективе вашего предприятия.
– Первоначально в проекте планировалось занять на перегрузе 43 человека. Но по ходу реализации проекта появилась необходимость увеличения коллектива. Сегодня у нас на постоянной основе работают 48 человек, в пиковые моменты сезона привлекаем на основе договора гражданско-правового характера еще 10-15 человек. Причем, за неплохую по Ренийским меркам заработную плату. Мы создали все эти рабочие места исключительно для жителей города. Это докеры, механизаторы, слесари, экспедиторы, инженерно-технические работники. Причем, в основном, это люди молодые. Средний возраст работников 35 лет. Для этих молодых людей и их семей сегодня не стоит вопрос, куда податься на заработки, они нашли их в родном городе.
– А как вы опровергнете утверждение о том, что отбираете у порта грузы, работаете только на собственную выгоду?
– Это заявление вообще не выдерживает критики. Мы пришли в Ренийский порт со своим грузом. Мы дали порту дополнительный грузопоток, который обеспечивает компания «Русагро-Прим» – гарантированный поставщик грузов. И если мы уйдем из порта, то вместе с нами уйдет и наш грузопоток. Если нам все же удастся поставить силоса, сможем привлекать и других поставщиков грузов из Молдовы. Кроме того, создана лаборатория по определению качества груза. Обеспечены хорошие условия для хранения зерна в складе. Установлено видеонаблюдение, обеспечен надежный контроль. Эти факты очень важны для привлечения поставщиков зерна.
Есть выгода государству от нашей деятельности, в том числе государственному предприятию Ренийский морской торговый порт. ООО «Агро-Рени» за сезон 2014-2015 гг перечислило ГП «РМTП» 1,1 млн долларов США и 400 000 гривен. Разве это не выгодно ему? В месяц мы принимаем тысячу машин, за каждую платим единый сбор по 10 евро, то есть таможня ежемесячно получает по 10 тысяч евро. За сезон 2014-2015 годы у нас было 68 судозаходов, за что Администрации Портов Украины в виде различных сборов уплачено 400 тысяч долларов и 111 тысяч гривен. Мы задействовали ряд украинских страховых компаний при осуществлении своей деятельности.
Мы порту даем не только работу. Отремонтированные объекты были и остаются его собственностью. Договор на аренду склада у нас заключен на три года, а гарантийный срок отремонтированной крыши составляет 25 лет. Отремонтированные другие объекты также остаются порту.
Наш сегодняшний проект с нашим грузопотоком – это спасение для бедственного положения порта.
И после всего этого кто-то еще может утверждать, что мы отбираем грузы у порта?
Я не хочу ни говорить, ни думать о том, что нам не дадут возможности реализовать наш проект и нам придется уйти с нашим грузом в другие порты – ведь это все усугубит и так критическое состояние порта.
А если говорить о наших оппонентах – конкурентах, которые вводят в заблуждение руководство райгосадминистрации, обещая дополнительные грузы в попытке остановить наш проект. Ведь от них порт, больше чем они дают сегодня, не сможет получить, и это очевидно.
Мы смогли поставить свою перевалку в Ренийском порту, сможем и в другом месте, но от этого выиграет только ООО « Рени-Лайн», а состояние порта еще более усугубится.
– А для города вы планируете оказывать помощь?
– Безусловно. ООО «Агро-Рени» оказывает спонсорскую помощь при проведении мероприятий городского и районного значения. Мы здесь живем, здесь учатся наши дети и мы стали его гражданами и его патриотами. Моя дочь в этом году пошла в первый класс УВК- школы №6. Когда я вошел в класс, увидел, на каких партах придется детям сидеть, было принято решение купить для класса новые парты. Совместно с политической партией «Наш Край» мы подарили комплект парт и стульев первоклашкам. Это пока незначительная помощь. Но когда выйдем на проектную мощность, у нас будет больше возможности помогать городу, его жителям.
Главное, что мы, несмотря на все трудности, стараемся высоко держать поднятый нами флаг, делаем все для того, чтобы не разочаровать нашего учредителя, создавшего предприятие в Украине. И если не удастся отстоять свои позиции в судах, будем искать новые возможности для обеспечения перегрузки в порту. Мы пришли сюда строить, создавать новые рабочие места для ренийцев и от этого не отступимся. А конкуренты? Они нас только подстегивают, стимулируют работать лучше, эффективнее.
Учитывая, что наше интервью проходит в период новогодних и рождественских праздников, хотел бы поздравить жителей города и района, пожелать им здоровья, благополучия и как можно больше хороших и надежных инвесторов, способных дать работу специалистам и возможность развиваться порту и городу.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.