Европейский Союз принял решение помочь украинским виноделам и сыроварам в продвижении их продукции на рынках ЕС.

На днях в Одессе между проектом Еврокомиссии «Поддержка развития системы географических наименований в Украине» и Национальной туристической организацией был подписан меморандум, который дал старт пилотному проекту «Дороги вина и вкуса Украины».

В рамках проекта на юге Одесской области (известной также, как Бессарабия) в ближайшее время будет создан туристический гастромаршрут «Болград – Криничне – Измаил – Вилково», который будут тестировать в течение 2-х лет, всячески рекламируя среди европейцев. Руководитель проекта Еврокомиссии Саверио Савио, в случае успеха, намерен разворачивать проект и на другие регионы страны, а в перспективе создать Национальную карту дорог вина и вкуса Украины.

Еврокомиссия не назвала потенциального бюджета программы «Дороги вкуса и вина Украины». Вместе с тем, с 2014 года Европейский фонд сельского развития поддержал больше 100 инвестиционных программ в 28 странах на сумму €152 млн. Еврокомиссия проводит постоянный мониторинг эффективности каждой программы фонда, и предлагает на всех этапах реализации пилота в Бессарабии поддерживать экспертными знаниями.

Нотки Прованса в Бессарабии

Проект «Дороги вина и вкуса» подразумевает, создание и продвижение привлекательных украинских регионов энотуризма (туров по местам производства вин) и гастротуризма, системное привлечение в регион туристов из Украины и ЕС. Популяризация в Украине и продвижение в странах ЕС поездок за вином и оригинальными крафтовыми продуктами будет продвигаться по тому же принципу, что и «Дороги вина и вкуса» Тосканы, Прованса, Бордо или Сицилии.

Для начала эксперты ЕС разрабатывают подробные и удобные для туристов маршруты таких дорог, а все туристически привлекательные производители вина, сыра, меда, спиртных напитков или даже негастрономической крафтовой продукции получают географическое наименование (с привязкой к местности, где она производится, по примеру пармезана и шампанского). Затем этот маршрут становится новым модным направлением – по крайней мере, так задумано Еврокомиссией.

Пилотный проект в Украине предполагает, что маршрут «Болград – Криничне – Измаил – Вилково» сможет:

– Стимулировать развитие виноделия, фермерства и крафтового производства, сохранить и популяризовать специфические для региона кухню, традиции и ремесла.

– Объединить для реализации туров местные компании из сферы гостеприимства и гарантировать определенный стандарт обслуживания гостей.
– Дать местным властям импульс и возможность качественно улучшить логистическую инфраструктуру сельского региона.

Что ожидает производителей

Важная задача «Дорог вина и вкуса» – интеграция Украины в общеевропейскую систему географических наименований. Как рассказали представители проекта «Поддержка развития системы географических указаний в Украине» ключевой эксперт по географическим наименованиям Дарко Якшич и старший эксперт по юридическим вопросам Ясна Чачич, принятие системы географических наименований защитит украинских виноделов и сыроваров от возможных санкций.

Украинским производителям неизбежно придется отказаться от использования таких торговых марок, как фета, рокфор, пармиджано, шампанское, бордо или коньяк. Лучшая европейская практика в подобных случаях – производителям в любом целостном климатически регионе скооперироваться и получить географическое наименование сообща.

Это принесет пользу и с точки зрения продвижения туристического региона в странах ЕС, и позволит выйти на единый цифровой рынок ЕС.

Географическое наименование получит свой эксклюзивный логотип с уровнем защиты, а те производители и фермеры, которые подключатся к проекту, получат доступ к общим инструментам развития сельских регионов ЕС. Среди них есть обучение, инструменты анализа, стратегии продвижения и даже ряд финансовых инструментов, от простых займов до комплексных программ реструктуризации из Евроагрофонда (EAFRD).

Впрочем, заверяют эксперты, для успешности проекта важно вовлечь в него как можно больше производителей. Завлечь толпы туристов бутылкой домашнего вина не выйдет.

«Эти дороги должны включать очень широкий круг участников. Чем больше их будет, тем интереснее комплексное эно-гастрономическое предложение будет сформировано для туристов. В Европе нет никаких ограничений по длине «Дорог» – это может быть 50 км, а может и 250 км. Кроме того, необходимо еще и научиться продавать продукцию, то есть придумать, чем заинтересовать большое количество туристов», – уточнила национальный эксперт Европроекта по географическим наименованиям Елена Мотузенко.

К слову, Бессарабия была не единственным кандидиатом на реализацию пилотного проекта. Кроме нее Еврокомиссия рассматривала также Закарпатье. Но в итоге решили остановиться на первом варианте. Не в последнюю очередь благодаря ремонту трассы М-15 «Одесса-Рени».

«В Бессарабии сплоченные национальные производители, которые готовы сертифицировать свою продукцию, а также частично решены логистические проблемы. Туристический эногастрономический маршрут «Дорога вина и вкуса» будет способствовать развитию сельских территорий. Ведь в мире ежегодные поступления от гастрономического туризма достигают $150 млрд», – резюмировал руководитель проекта Европейской комиссии «Поддержка развития системы географических указаний в Украине» Саверио Савио.