Нынешнее весеннее половодье усугубило и без того острую проблему разрушения ренийского участка берега Дуная. В настоящее время наиболее угрожающая ситуация сложилась в порту Рени, в районе нефтебазы.

1

«Река потихоньку размывает берег. Проблема стала критической – от кромки воды до нефтебазы осталось всего 5 метров, – заявил депутат Ренийского горсовета Виктор Метель. – Старожилы рассказывают, что в этом месте проходило старое русло, когда во время половодья Дунай сливался с лиманом. В ходе строительства порта русло было засыпано песком. Если река размоет песок, вода затопит часть города и уничтожит все производственные объекты на своём пути».

В. Метель написал по данному вопросу депутатское обращение, которое было рассмотрено на совещании первых лиц города и района с участием специалистов порта и Ренийского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ).

«Три года своими силами мы укрепляем этот участок берега железобетонными конструкциями, но после половодья их уносит течением. Мы стараемся держать уровень берега на одной линии, но это временные меры, – сказал начальник отдела механизации порта Виктор Меркулов. – За последние два года река уже «съела» около шести метров береговой линии».

Как отметил начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского филиала АМПУ Александр Петров, если не принять срочные меры, рано или поздно произойдёт прорыв, который повлечёт за собой настоящую катастрофу. «Пошли необратимые процессы разрушения берега. Природа берёт своё, и мы никуда не денемся», – заявил А. Петров.

3 Петров,

Александр Александрович напомнил, что проблема размывания береговой линии в акватории порта Рени усугубилась тогда, когда на румынском (низком) берегу Дуная была построена дамба высотой 7 метров. «Если раньше в период половодья река разливалась в сторону низменной части Румынии, растекаясь по плавням, то теперь вся мощь водного потока приходится на украинский берег. Увеличилась скорость течения, которая во время «высокой воды» доходит до 3 метров в секунду. Причём, если раньше центр русла Дуная находился в 150 метрах от нашего берега, то сейчас русло изменилось и его центр находится в 30-40 метрах от украинской береговой линии», – прокомментировал начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского филиала АМПУ.

Он отметил также, что эта проблема изучалась с привлечением зарубежных специалистов ещё в 90-е годы прошлого века. «В тот период было предложено построить на проблемном участке дунайского побережья железобетонную стену. Стоимость погонного метра такой стены составляет около 50-60 тысяч долларов, – сказал А. Петров. – Тогда болгарскими учёными был разработан проект по итальянской технологии, но сегодня он требует доработки в связи с изменением линии берега в процессе разрушения».

5

По словам инженера-гидротехника, существует другой вариант решения проблемы – вернуть Дунаю старое русло. Однако оба варианта являются очень дорогостоящими, они требуют научного обоснования и подготовки проектной документации, что в украинских реалиях обычно занимает годы.

Александр Александрович заявил, что руководство АМПУ готово выделить средства на проектирование берегоукрепительных мероприятий, но законодательство не позволяет это сделать: тот участок берега, который сейчас размывается, принадлежит порту.«Мы не можем начать готовить проект, поскольку у нас нет права собственность на данный земельный участок. А порт не имеет права отказываться от земельного участка для разработки проекта. Но самая большая проблема – технико-экономическое обоснование. Сегодня Ренийский порт перерабатывает чуть больше одного миллиона тонн грузов в год, и при таком незначительном грузообороте возникает вопрос о целесообразности капиталовложений», – резюмировал А. Петров.

6

По мнению специалистов порта Рени, румыны заложили под украинские дунайские порты ещё одну «мину замедленного действия», когда изменили русло Сулинского канала. Прежде Сулина шла по дуге, но её искусственно выпрямили для более удобного судоходства. Это привело к заметному увеличению скорости течения реки и перераспределению объёмов воды в пользу Сулинского канала (и, как следствие, в ущерб Килийскому гирлу). Как известно, этот процесс усилился под воздействием и такого фактора, как строительство Румынией струенаправляющей дамбы в районе Измаильского Чатала. В результате Килийский рукав Дуная продолжает деградировать. Как отметил А. Петров, «в перспективе устье Дуная в украинской части дельты зарастёт камышом, Измаильский порт будет заилен, – и эти процессы мы уже наблюдаем».

Обсудив проблему разрушения дунайского берега в акватории порта Рени, райгосадминистрация и органы местного самоуправления приняли решение обратиться к губернатору Одесской области и Президенту Украины.

Необходимо добавить, что «отступление» береговой линии Дуная угрожает не только порту Рени, но и железной дороге, которая ведёт на Галац (Румыния). Наиболее интенсивно обрывистый берег разрушается на участке между двумя ренийскими вокзалами – морским и железнодорожным. Здесь рельсы уже начинают «сползать» в Дунай – ежегодно расстояние между ними и обрывом сокращается, поскольку река подмывает нижнюю часть береговой «стены», а верхняя часть осыпается.

7

На протяжении многих лет местная и региональная пресса не раз поднимала эту проблему, но органы власти и руководство Одесской железной дороги просто закрывают глаза на очевидную опасность.

За последние годы была предпринята лишь одна попытка остановить угрожающий процесс: в 2011-2012 гг. Укрзализныця начала берегоукрепление на ренийском участке Дуная, выделив на это 39 млн грн. Однако работы превратились в откровенную профанацию: обрывистый берег был попросту засыпан старыми бетонными железнодорожными шпалами – без всякого проекта и инженерно-технического решения. Если проект и был, то он остался на бумаге. Судя по результатам этого «берегоукрепления», выделенные средства были банально списаны. Если не применять другое, более подходящее в таких случаях слово.