Арциз – одна из бывших немецких колоний Бессарабии, основанная в 1816 году. Название похоже на слово тюркского происхождения, особенно, если звучит по железнодорожному, через «Ы» – АрцЫз. Но это – только первоначальное, причем, ошибочное впечатление. Ну как может немецкая колония называться на основе турецкого слова, да еще и нарушая логику названий таких же населенных пунктов по всей округе?

Вокзал

Начнем знакомство с Арцизом мы с ворот города – вокзала. Только, с некоторых пор, вокзал уже давно не ворота города – вместо четырех-пяти поездов в день в сторону Одессы, Измаила и Бессарабской, приехать сюда можно лишь дважды в неделю. Летом – трижды. На вокзале – ни души, огромная привокзальная площадь, когда-то знававшая куда лучшие времена, тоже безлюдна. Только одинокая трусливая кошка сбежала от нацеленного на нее объектива.

Пустынная привокзальная площадь

В отличие от пассажирских перевозок, грузовой трафик на железной дороге в Арцизе довольно значительный. Мощные теплововозы ежедневно водят до десятка и более товарняков на Измаил и обратно – к главным ныне портовым воротам украинской части Дуная. Железная дорога – однопутная, без электрификации. Рано или поздно ее ждет либо закрытие (и тогда окончательно загнется Измаильский порт), либо электрификация – с ростом перевозок и возрождением пассажирского сообщения. В нынешнем виде «железка» протянет десяток-другой лет – и придется выбирать один из вариантов, так как водить поезда будет нечем. Новых тепловозов украинские железные дороги не заказывают, а старые, еще советские, не вечны.

Магистральный тепловоз на мосту через речку Чагу около Арциза

Из Арциза есть еще одна железнодорожная ветка – тупик до станции Березино. Когда-то это была часть линии от станции Бессарабская до Аккермана, затем соединявшая железные дороги южной Бессарабии с Молдавией. Но в 1997 году часть линии, от Березино до Бессарабской разобрали, а на оставшейся части движение поездов почти прекратилось. Только изредка на нее заезжают грузовые составы из всего лишь пары вагонов, да еще ходит пассажирский прицепной вагон к тому самому измаильскому поезду, который дважды в неделю. Именно эту полумертвую ветку и размыло последним наводнением.

Мосты через Чагу. Слева – линия на Измаил, справа – на Березино, по которой идет поезд из двух тепловозов и двух вагонов

Сейчас истинные ворота Арциза – автостанция, совмещенная с рынком, магазинами и прочими торговыми благами цивилизации. Даже супермаркет есть и салон мобильной связи. Маршрутчики чувствуют себя хозяевами жизни – конкурентов у них нет. Если маршрутка переполнена – издевательски рекомендуют ехать поездом. Дважды в неделю, да.

Торговля в Арцизе. При аккуратном фасаде торцы зданий штукатурить не обязательно
Гламур

Рядом с автостанцией – площадь с памятником Ленину. От ее под небольшой колоннадой уходит дорожка к речке Чаге – местный «курорт» с пешеходными мостиками. Именно по руслам Чаги и Когильника в Арциз недавно пришла большая вода.
Неподалеку от Ленина – еще одна площадь на главной транспортной артерии города – улице 28 июля. Кто не в курсе – это в честь дня присоединения Бессарабии к СССР. На площади бронзовый бюст Христо Ботева, гипсовый бюст Тараса Шевченко, а затем аллея с бетонными изваяниями покорителей неба и космоса.

Владимир Ильич. Вечно жив
Памятник воинам-афганцам
Парадный вход в весьма запущенный городской сквер
Тарас Шевченко
Покорители космоса

Название Арциз на самом деле восходит к одному из боевых столкновений русской армии с наполеоновскими войсками у городка Арси-сюр-Об – города Арси (Arcis) на речке Об, притока Сены в Шампани. Официально столкновение трактуется как победа союзных войск над Наполеоном. На самом деле – и боя вовсе не было. 20 марта 1814 г. Бонапарт, имея небольшой отряд численностью менее чем в 20 тысяч человек, атаковал около этого самого Арси армию союзников, которых было втрое больше. Левое крыло французов под командованием маршала Нея заняло деревушку на окраине Арси. Убедившись, что врагов больше, Наполеон решил подождать подкреплений – и они ночью таки подошли. Французские войска под Арси пополнились 10-тысячным корпусом. Но армия союзников под началом князя Шварценберга тоже получила подкрепления – более чем 30 тысяч человек. Троекратное численное превосходство антинаполеоновской коалиции сохранилось – и Наполеон предпочел не рисковать, и отступил.

Речка Чага
Речка Чага
Пешеходный мостик над Чагой

А теперь – внимание. Как пишет одесский краевед Олег Губарь, в Арцизе, к 175-летию города, издали буклет, в котором русским по белому было написано, что побед под Арси одержал не кто иной, как Александр Суворов. По версии авторов буклета, прославленный полководец, гроза французов, турок и Альп, восстал из мертвых после 14-летнего пребывания в гробу, и в виде зомби просто напугал старую гвардию императора Франции.

Вернемся же в Бессарабию. Немцы-переселенцы родом из Вюртемберга назвали свою колонию Йоханнесхорт – «крепость Иоанна». Переименовали колонию в 1819 г. по указу Александра I, повелевшего называть все немецкие и иные переселенченские колонии в честь побед в войне с Наполеоном.

Первоначально колонистов было немного – всего несколько десятков семей. Они пользовались всеми положенными льготами от государства – освобождением от рекрутской повинности, 50-летним периодом без уплаты налогов, ссудами на обзаведения хозяйством и земельными наделами по 60 десятин. Кроме того, колонистам бесплатно предоставили стройматериалы – камень, добывавшийся в каменоломнях неподалеку, и лес, который везли аж из Молдавии – из Орхеевского леса.

Дом немецких колонистов, с более новой кирпичной пристройкой, стеклопакетами и спутниковой антенной

Кроме немцев, постепенно в Арцизе селились и другие народы – украинцы, русские, молдаване, болгары. Преимущественно они работали в хозяйствах немецких колонистов. К 1859 году в Арцизе жило уже чуть более 1500 человек – но дворов было всего 157.

К началу ХХ века Арциз стал весьма контрастным поселением. Добротные каменные дома колонистов на нескольких благоустроенных улицах сочетались с обычными глинобитными мазанками и даже землянками бедняков, утопавших в грязи незамощенных проездов. Никакого медицинского обслуживания не было, хотя местное земство в 1911 г. постановило построить больницу. Пациентов принимал один фельдшер. Расположенная в холодном помещении с земляным полом русская церковно-приходская школа смотрелась откровенно жалко на фоне двух отлично оборудованных школ для детей колонистов. Впрочем, учреждения для колонистов (еще с 1870 года лишенных всех льгот) строились за деньги самих колонистов, а земские и государственные – за счет бюджетов.

Военкомат в одном из нескольких однотипных старых особняков
И заброшенный дом в качестве контраста

Арциз стал важным торговым центром Бессарабии. На проводившихся каждые две недели ярмарках, помимо обычной сельхозпродукции, в огромных количествах продавали скот и лошадей. За лошадями сюда приезжали из Польши, Румынии, Османской империи и даже Франции.

Толчок к развитию Арциза сделала Первая мировая война. В 1914 году построили шоссейную дорогу в Килию – для доставки военных грузов к Дунаю. А в 1915 г. наконец-то пустили первые поезда по частной (за счет бельгийских инвесторов) железной дороге от Бессарабской до Аккермана. Арциз, располагавшийся как раз посередине этой ветки, стал местом для заправки паровозов водой и мелкого ремонта.

Превращенная в жилой дом, а сейчас заброшенная бывшая водонапорная башня на станции Арциз
Дореволюционной постройки общественный туалет на станции Арциз – по типовому железнодорожному проекту

При румынах в Арцизе мало что изменилось. Разве что захирела крупная торговля – колонисты больше не имели выхода на огромный внутренний рынок своей бывшей страны, не приезжали больше за лошадьми французы и турки. У всех хватало своих проблем.

Жилой дом 1934 г. постройки
1934 г.

Ситуация изменилась летом 1940 года, когда Арциз, как и вся остальная Бессарабия, перешел под власть СССР, войдя в состав сначала Аккерманской, а затем Измаильской области. Для начала всех, кто побогаче – раскулачили, а затем отправили работать в колхозы и совхозы. А кто был против – тоже работали, но в местах гораздо более отдаленных.

Памятник трактору в виде трактора ВТЗ

Немедленно начали строить новую железную дорогу на Измаил, а из заправочной станции для паровозов устроили полноценное локомотивное депо с ремонтными мастерскими и полным циклом обслуживания техники.

Пути станции Арциз
Дореволюционный домик путейцев
Старые станционные постройки

С 15 сентября по 15 ноября 1940 г. немецкие колонисты в добровольно-принудительном порядке покинули Арциз. Как и всю остальную Бессарабию и прочие земли на территории СССР – то же Поволжье. Делали они это во исполнение подписанного 5 сентября договора. Имущество немцы могли брать только то, что можно было унести на себе – да и то, разрешали забрать далеко не все.

Перекресток

Во время Великой Отечественной войны Арциз долгое время находился под румынской оккупацией. Особенностью было то, что те земли, которые с 1918 по 1940 г. были в составе Румынии, вновь вошли в административную систему румынского государства, в отличие от земель за Днестром – Транснистрии с ее особым оккупационным режимом. Поэтому и репрессий здесь было намного меньше, и немецких войск тоже. Во время войны погибло 108 жителей Арциза, а в боях за освобождение – более сотни советских бойцов.

После войны Арциз стал развиваться в статусе районного центра. В 1963 году стал городом. Старое производство сельхозмашин трансформировалось в литейно-механический завод. А для строительства военного городка, аэродрома и прочих надобностей построили завод железобетонных изделий. От одесского завода «Стройгидравлика» в Арцизе работал экспериментальный цех. Также были различные предприятия по переработке продуктов — молокозавод, комбикормовый завод и другие.

Трехэтажный многоквартирный дом по типовому проекту для сельской местности – постройка 1980-ых
Элеватор
Элеватор

Военный аэродром Арциза стал одним из крупнейших на юге Украины. Как и многие другие населенные пункты Бессарабии, Арциз во многом стал военным городом, точнее даже авиационным.

Райпотребсоюз, но изначально все было совсем не так
Здесь было волостное управление, жил и вершил суд мировой судья
Жилой дом, скорее всего – довоенной постройки
Водопровод прямо на улице
Крупным планом
Старинное немецкое подворье, фасадная часть которого перестроена в жилой дом типового проекта 1950-60-ых
Пожарный «Валдай» заправляется водой прямо на улице
1951 год
Здесь живут аисты
Полузаброшенный дом колонистов с миниатюрными башенками
Индивидуальный проект
Попытка придать старому дому новый вид
Церковное подворье храма иконы Всех скорбящих радости
Православный храм иконы Всех скорбящих радости
Шахматно-шашечный клуб
Памятник князю Дмитрию Донскому

Гостиница на улице Вокзальной
Весь сервис – на первом этаже гостиницы
Гонки. «Chevrolet» против лошади
А этот свои гонки уже отъездил
В старом особняке – детская музыкальная школа
«Mercedes» против ишака. Кто быстрее?
Часовня около рынка
Вместо ливневой канализации в Арцизе – сточные канавы
Уютный детский сад
Урна, сделанная из части газового баллона
Лучшего места для рекламы не совсем легальной процедуры получения болгарского гражданства просто не найдешь
Зал царства Свидетелей Иеговы на фоне железнодорожного топливохранилища
Камыш и дом – лучшая архитектура 1980-ых
Новенький собор на фоне элеватора
Улица Котовского и собор
Дом или квартира?
Улица Орджоникидзе – с православным храмом, мостиком и бил-бордом
Памятник Голодомору. Типовая конструкция периода 2005-2010 гг.
Тризуб над Карлом Марксом
Автор «Капитала» осуждающе смотрит на храм
Новый, почти полностью достроенный храм в стиле строгого классицизма и старая церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова

Будка-МАФ напротив райотдела милиции

Арцизские граффити
Самодельная детская площадка
Сквозь асфальт проглядывают остатки старой булыжной мостовой
Новенькая баптистская церковь

После развала СССР все это региональное великолепие практически в одночасье рухнуло. Из промышленности в Арцизе на серьезном уровне работают лишь элеватор да железная дорога. Вся остальная экономическая жизнь вертится вокруг базара, автоперевозок и распила бюджета. Сфера коммунальных услуг, тем не менее, все еще живет, несмотря на сомнительные реформы мэра-анархиста Вадима Черного лет десять назад.

  Александр Вельможко, журналист