16 октября 1941 года окончилась 73-х дневная оборона Одессы. На протяжении двух с половиной месяцев части Приморской армии и Черноморского флота сдерживали превосходящие силы противника, которые во чтобы то ни стало, пытались захватить Одессу – важный транспортный узел и порт на Черном море.
Баррикады на ул. Ланжероновской
Кирпичный дот и разрушенная баррикада на улице Одессы
Школьники одной из школ пригорода Одессы идут в катакомбы в момент воздушного налета, сентябрь 1941 г.
Карточки на воду. В осажденной Одессе ощущалась нехватка воды после захвата Беляевской насосной станции
Эвакуация: как это было
После пополнения защитников Одессы новой 157-й стрелковой дивизией и маршевыми батальонами, наступления 22 сентября в Восточном секторе обороны и 2 октября в Западном и Южном секторах обороны, противник оказался отброшенным от ближайших подступов к городу. Однако, осложнившаяся ситуация на Крымском театре военных действий вынудила Ставку Верховного главнокомандования принять решение об эвакуации одесского гарнизона и сдаче города.
Воробьёв В.Ф. С 19 июля до 10 августа 1941 г. начальник оперативного отдела штаба Приморской армии, командир 95-й стрелковой дивизии, руководитель Западного сектора обороны
30 сентября была получена радиограмма со следующим текстом: «Храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам ООР в кратчайший срок эвакуировать войска Одесского Оборонительного района на Крымский полуостров».
Румынский истребитель немецкого производства He-112В-2, сбитый советскими войсками над Одессой
В условиях продолжающихся боев была проведена уникальная операция по выводу почти стотысячной группировки войск из осажденного города. Помимо этого эвакуации подлежали ценные трудовые кадры, а также важные предприятия и снаряжение. Все, что невозможно было вывести – подлежало уничтожению.
После подрыва дамбы на Хаджибейском лимане затопило пересыпь
Предварительно разработанный план эвакуации предполагал три этапа. С 1 по 6 октября – переброска в Севастополь частей 157-й стрелковой дивизии и строительных батальонов, с 7 по 15 октября – тылов Приморской армии, квалифицированной рабочей силы, ценного промышленного оборудования, и, наконец, с 16 по 25 октября – всех оставшихся к тому моменту в Одессе войск. Но осложнение ситуации в Крыму изменило предварительный план, и эвакуацию было решено провести всего за 15 дней. В ходе эвакуации были использованы не только транспортные суда, но и боевые корабли, и, даже, маломерные катера. Причем многие суда брали на борт в несколько раз больше людей и груза, чем они были рассчитаны: теплоход «Крым» при нормальной пассажирской вместимости 390 человек в период эвакуации брал на борт до 4 000 человек, а грузовой теплоход «Калинин» – до 1 000 человек.
Эвакуация частей Приморской армии началась 1 октября. В 22.15 первый транспорт с бойцами 157-й стрелковой дивизии отправился в Севастополь. На протяжении двух следующих дней части 157-й стрелковой дивизии без потерь добрались до Севастополя на транспортах «Жан Жорес», «Большевик» и «Грузия».
На следующий день войска из Одессы эвакуировали конвоем в составе плавбазы «Волга», транспортов «Украина», «Котовский» и «Серго» в сопровождении четырех стороженных катеров и двух торпедных катеров. Вывоз людей и техники продолжался без перерыва. В общей сложности к 16 октября из Одессы за 648 рейсов вывезли около 90 тыс. солдат и офицеров до 18 тыс. человек гражданского населения, в основном ценных квалифицированных работников, 19 танков и бронемашин, 163 трактора, около 500 орудий, более 1 000 автомобилей, свыше 3 500 лошадей и около 25 тыс. тонн различных грузов.
Одними из последних покидали рубежи обороны артиллеристы береговых батарей, которые напоследок расстреляв весь боезапас, подорвали орудия и на грузовиках спешно добрались до порта, где шла посадка на последние катера, увозившие защитников Одессы в Севастополь. В 5 часов 47 минут последний катер МО-119 (МО – морской охотник, боевой корабль, предназначавшийся для поиска и уничтожения подводных лодок противника, охранения транспортных судов и военных кораблей, несения разведывательной, дозорной и пограничной службы) с командиром 95-й стрелковой дивизии на борту отошел от пирса и покинул Одесский порт.
На подъездах к порту осталось множество техники: грузовики, бронированные трактора, тягачи и даже командирские автомобили, которую не смогли вывезти и которую, частично уничтожив, бросили перед эвакуацией.
Техника, которую не успели погрузить на транспорты и вывезти из Одессы
Оккупация: первые месяцы
Первые румынские части вступили в Одессу почти через сутки после того как последние бойцы Приморской армии ушли из города.
Немецкая карта периода войны
Румынский миномётный расчёт под Одессой
Железнодорожный мост на Пересыпи в первые дни оккупации
Почти сразу же начались экзекуции евреев.
17 октября, были расстреляны примерно три-четыре тысяч мужчин, главным образом евреев. 22 октября была взорвана румынская комендатура, в результате погибло 66 солдат и офицеров, среди них 1 генерал. На следующее утро были расстреляны и повешены заложники – всего около пяти тысяч мирных граждан. В тоже самое время в артиллерийских складах за городом (сейчас район пл. Толбухина) были расстреляны пленные красноармейцы, коммунисты, комсомольцы и советские руководители, в том числе около 19 тысяч евреев, а их тела сожжены. Ещё 5 тысяч евреев были направлены в тюрьму и 24 октября уведены на заставу Дальник, где помещены в бараки и сожжены.
Причем местная оккупационная власть не стеснялась заявлять о подобных акциях через восстановленные печатные издания. В первом номере «Одесской газеты» от 26 октября вышло следующее воззвание румынской администрации к одесситам:
«Военное командование гор. Одессы доводит до сведения населения и ея окрестностей, что после террористических актов, совершённых против Военного командования в день 23 октября 1941 г. были расстреляны: за каждого офицера или штатского чиновника германца или румына по 200 большевиков, а за каждого солдата германца или румына по 100 большевиков.
Взяты заложники, которые, в случае повторения подобных актов будут расстреляны совместно с их семьями.
Командующий войсками гор. Одессы генерал Генерару.
Начальник военной полиции гор. Одессы подполковник М. Никулеску».
Так началась оккупация Одессы и края, который вошел в Губернаторство Транснистрия, которая продолжалась 907 дней и закончилась освобождением города 10 апреля 1944 г.
«Одесса была, есть и будет советской». Листовки, которые поднимали боевой дух в осажденном городе
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.