Наверное, в Украине нет ни одного района, города или села, где было бы всё прекрасно с наполнением местного бюджета. Не является исключением и Ренийский район. На сессиях райсовета, заседаниях коллегии райгосадминистрации и других совещаниях с участием чиновников регулярно рассматривается вопрос о дополнительных источниках финансовых поступлений в казну. Должностные лица, отвечающие за бюджетное благополучие, всякий раз призывают друг друга искать резервы, тем более что тут все единодушны: эти резервы есть!

Однако проходят годы, а данный вопрос не просто остаётся в повестке дня, но и обостряется. Возникает ощущение, что дополнительные источники наполнения бюджета превратились для местных властей в этакую синюю птицу, которую они ловят, но никак не могут поймать. Почему? Ответ, как это часто бывает в нашей стране, теряется в дебрях бюрократического абсурда и нормативно-правового маразма…

Земельные приколы

В конце мая нынешнего года, на очередном заседании коллегии РГА, дискуссия на тему поиска бюджетных резервов вышла за рамки официального протокола: в открытую «дуэль» вступили сельский голова Долинского Виктор Фетеля и начальник Госналогинспекции в Ренийском районе Андрей Кучма. Они, мягко говоря, разошлись во мнениях по поводу эффективности взимания земельных платежей и подоходного налога в сельской местности.

Чтобы суть проблемы была понятна, необходимо пояснить, что 50% отчислений подоходного налога поступает в районный бюджет, и по 25% получают область и органы местного самоуправления. Что касается налога на землю и земельной арендной платы, то эти доходы на 100% остаются в городских и сельских бюджетах. Таким образом, местные советы кровно заинтересованы в том, чтобы использовать названные финансовые источники максимально. Но, с другой стороны, что делать, если, например, земля эксплуатируется незаконно или фермеры нанимают нелегальную рабочую силу и, разумеется, не платят подоходный налог? Подобные нарушения встречаются сплошь и рядом, но для борьбы с ними у сельсоветов нет реальных полномочий и возможностей.

Именно эту нехитрую мысль пытался донести до членов коллегии РГА сельский голова Долинского. По словам Виктора Фетели, сельсовет не может мобилизовать финансовые резервы без помощи земельной инспекции и налоговой службы, но контролирующие органы, мол, самоустраняются от решения проблемы.

Андрей Кучма, как говорится, в долгу не остался. Он напомнил, что налоговая инспекция не имеет права по собственной инициативе проводить такие проверки (?! – А.П.), но может реагировать на сигналы сельсовета. А их, этих сигналов, как раз и нет. Андрей Кучма заметил, что среди тех, кто незаконно обрабатывает землю и использует нелегальный труд, есть родственники и друзья сельского головы, поэтому Виктор Фетеля просто не хочет с ними ругаться. Начальник налоговой инспекции закончил свою отповедь в духе «мораль сей басни…»: если в бюджете не хватает денег, то давайте искать их вместе!

 

Казалось бы, проблема ясна, механизмы её решения известны, ответственные лица понимают свою роль. Что мешает принять необходимые меры? Работайте – и результат будет. А вот и нет. На минувшей сессии Ренийского райсовета вышеизложенная коллизия повторилась практически точь-в-точь. Вновь возникла тема резервов бюджета, и опять Виктор Фетеля задал свой «коронный» вопрос: как реально наказать тех, кто незаконно использует землю и, соответственно, ничего не платит в казну? Почему при выявлении подобных фактов не работают рычаги государственного контроля?

Комментарий прозвучал с той лишь разницей, что на сей раз его дал не Андрей Кучма, а исполняющий обязанности главы Ренийской РГА Сергей Барымов. Он снова отметил, что «налоговая вообще не имеет права проводить такие проверки», а земельная инспекция… просто бессильна.

Вот уже более двух лет должность земельного инспектора в Ренийском районе остаётся вакантной (по словам председателя райсовета Ивана Ковальжи, формально эту территорию курирует болградский инспектор, но он здесь даже не появляется). Однако в любом случае местный сотрудник земельной инспекции, как оказалось, не вправе действовать самостоятельно – даже если он выявил нарушение, или узнал о нём. Соответствующую проверку может санкционировать или осуществить только областная земельная инспекция. А она, по словам С. Барымова, на все обращения из Ренийского района отвечает отписками, суть которых проста: у инспекции нет возможности проверить те или иные факты непосредственно на месте, поскольку в службе не хватает людей, действующие сотрудники загружены работой и т.д. Круг замкнулся…

Что же получается? Наше государство в лице органов власти и контролирующих служб ставит определённые задачи (в данном случае требует найти резервы для наполнения бюджета), но одновременно признаётся, что попросту не способно их выполнить. И такая ситуация существует в масштабах всей страны! Как назвать такую «политику»? Я бы назвал её узаконенной профанацией.

Если посмотреть на всё это с точки зрения обыкновенного здравого смысла, не вникая в бюрократические тонкости (пусть бюрократы в них и разбираются), то у любого рядового гражданина возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужна огромная государственная машина, состоящая из множества всевозможных служб и ведомств, где тысячи и тысячи людей ходят на работу и получают зарплату, если эффективность этой работы зачастую – «ниже плинтуса»? Отсюда вытекает ещё более важный вопрос: когда же мы увидим те глубокие и системные реформы, которые нам обещают уже 10 лет?

Увидим ли?

*     *     *

К слову, очередная сессия Ренийского райсовета утвердила отчёт райгосадминистрации о выполнениирайонного бюджета за 9 месяцев текущего года. Как доложила начальник финансового управления РГА Людмила Чакыр, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, поступления в общий фонд райбюджета увеличились на 918,7 тыс. грн, или на 9,5%. В частности, подоходный налог перечислен в объёме 10 млн 637 тыс. грн при плане 8 млн 145 тыс. грн (130%).

На первый взгляд, эти цифры выглядят оптимистично. Однако начальник Госналогинспекции в Ренийском районе Андрей Кучма призвал не обольщаться по поводу перевыполнения доходной части районного бюджета. Андрей Николаевич отметил, что рост поступлений в местную казну обеспечивается в настоящее время только за счёт реструктуризации прежних долгов Ренийского порта. Однако скоро этот финансовый источник иссякнет, и тогда с выполнением райбюджета могут возникнуть проблемы.

 

Андрей ПОТЫЛИКО