Рождество у гагаузов всегда считалось семейным праздником. По старинной традиции, в канун Рождества вся семья и близкие родственники собирались вместе за праздничным столом. Так происходит и по сей день. Но мало кто сегодня задумывается о том, что у такой совместной трапезы изначально было обрядовое значение, гораздо более глубокое по смыслу, чем просто шумное и многолюдное застолье.
Вот что говорится об этом в монографии «Гагаузская календарная обрядность» (Е. Сорочану, 2006 г.): издревле наши предки верили, что разнообразие блюд на рождественском столе будет содействовать улучшению плодородия земли, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. В канун Рождества обычно варили коливу, пекли значительное количество обрядовых хлебов. В зависимости от функции рождественские хлебы подразделяются на три вида: 1) поминальные, 2) посвященные самому празднику (вид бескровной жертвы), 3) предназначенные для дарения колядующим (детям и взрослым). Трапезу, все виды обрядовых хлебов и всех сидящих вокруг трапезы окуривали ладаном.
Рождественский хлеб, предназначенный богу (его отличал вензель ‘Христос’), хозяин дома разламывал и раздавал всем домочадцам. Кому доставался самый большой кусок, того ожидало большое счастье в новом году.
Новогодний ритуальный ужин в отличие от предыдущих был скоромным. Главной едой была свинина, готовили ее в различном виде: холодец, жаркое, разные сорта домашних колбас, котлеты, голубцы и др. Для колядующих пекли обрядовые калачи, для сурвакниц- бублики, печенье (kovrik, pitiçka). Пекли и специальный слоеный пирог (pide), по которому гадали о благополучии членов семьи. Делалось это так: хозяйки запекали в пироге разные предметы: колосок пшеницы (символизировало плодородие), монету (богатство), фруктовую веточку (счастье), кольцо (свадьба), кусок шерсти (будущий чабан и приплод овец), перо домашней птицы (число домашней птицы удвоится в будущем году), соломинку (хороший наездник и приплод коней) и т.д. Во время ритуального ужина хозяин дома разрезал пирог по количеству членов семьи. Каждый гадавший ждал в течение года события, связанного с символикой предмета, обнаруженного в его куске пирога.
Широко были распространены у гагаузов и девичьи гадания о замужестве. Под Новый год девушки клали под подушку зеркальце, надеясь во сне увидеть лицо суженого, утром же тщательно подметали комнаты, мусор выносили на улицу, становились на веник и прислушивались — какое мужское имя донесется первым, так будут звать будущего супруга.
Подобные гадания были известны также в канун Рождества. Девушки выходили на улицу и прислушивались: с какой стороны залает собака, запоет петух, раздастся блеянье ягнят, скрип повозки и пр. — с той стороны к ней и явится жених. Гадали девушки и о времени замужества: каждая выпекала маленький хлебец (pitacık), и, собравшись вместе, они одновременно кидали хлебцы домашней собаке. Та девушка, чей хлебец будет съеден раньше, и выйдет замуж первой.
Кроме любовных гаданий, популярными были и гадания на погоду. Так, в канун Нового года предки делили луковицу на двенадцать долек — каждая из них соответствовала определенному месяцу года. Дольки посыпали солью и оставляли на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывали, какой из месяцев будет засушливым, а какой дождливым. В некоторых селах в каждую из двенадцати частей луковицы клали какие-либо злаки: зерна пшеницы, кукурузы, овса и т.д. В какой из долек лука наутро выступало больше влаги, – той культуре в новом году пророчили наибольшую урожайность.