В Украине продолжается рост преступности. Он обусловлен многими причинами, в числе которых – ухудшение экономической ситуации в стране, социально-политическая нестабильность, фактор войны. К тому же, всё это совпало с реформированием прокуратуры и полиции, когда старая правоохранительная система уходит в прошлое, а новая только формируется.
Переходный период в работе органов правопорядка стал настоящим подарком для преступников всех мастей: они поняли, что силовики сейчас больше заняты своими внутренними проблемами. И злоумышленники прекрасно пользуются моментом – достаточно взглянуть на статистику разбойных нападений, грабежей и прочих резонансных преступлений за последнее время. Уверенные в слабости полиции и собственной безнаказанности, преступники наглеют до предела.
По официальной информации прокуратуры Одесской области, в первом полугодии т.г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, криминал на Одесщине в целом вырос на 53%. В частности, количество особо тяжких преступлений увеличилось на 81%, тяжких – на 52%, число преступлений средней тяжести – на 49%. Особую тревогу вызывает всплеск грабежей и разбойных нападений: количество первых выросло с 1107 в первом полугодии 2015 года до 1931, количество вторых подскочило с 137 до 339. В то же время раскрываемость преступлений по области упала почти в два раза!
Как сообщил заместитель начальника Ренийского отделения полиции Артур Гладкий, в данном контексте Ренийский район выглядит немного лучше: в общей сложности число зарегистрированных преступлений здесь возросло на 21%, а количество правонарушений средней тяжести даже снизилось почти на 40%. Тем не менее криминогенная обстановка в районе остаётся сложной, и особенно в сельской местности, где люди зачастую вообще не защищены от разгула криминала. Вот почему рядовых граждан больше беспокоит не статистика преступности, а повышение эффективности работы полиции. Когда же, наконец, широко разрекламированная реформа правоохранительных органов начнёт приносить конкретные результаты на местном уровне? Этот вопрос стал лейтмотивом беседы ренийских журналистов с Артуром Гладким.
– Подлинным бедствием для нашего района является воровство. Воруют всё, что могут оторвать от земли, – говорит Артур Игоревич. – Как правило, кражами занимаются те лица, которые уже привлекались к уголовной ответственности, отбыли срок наказания и вышли на свободу. Большинство этих людей не устроены в обществе, они не умеют и не желают что-либо делать. И снова идут по старой преступной дорожке. Если говорить о сельской местности, то там часто воруют живность. Эти кражи нередко носят сезонный характер, то есть происходят в периоды длительных праздников – новогодних, майских и т.д. Пропадают овцы, козы, телята – всё, что можно съесть. В прошлом году было немало случаев краж крупного рогатого скота и лошадей. Здесь, конечно, удивляет безалаберность некоторых хозяев животных – полное отсутствие контроля. Порой хозяин выгнал лошадь на выпас – и на неделю о ней забыл…
Разумеется, чтобы противостоять росту преступности, органы правопорядка должны обладать соответствующими людскими ресурсами. Но именно вопрос кадрового обеспечения полиции превратился в колоссальную проблему в масштабе всей Украины. Как известно, тотальная переаттестация сотрудников МВД обернулась «чисткой рядов», и хотя она произошла под благим предлогом борьбы с коррупцией и непрофессионализмом, кадровый состав полиции был чрезвычайно ослаблен. Ослаблен до такой степени, что в некоторых подразделениях просто некому работать. Руководство МВД призывает не паниковать и обещает в ближайшие месяцы усилить полицию новыми квалифицированными кадрами. А пока…
– На сегодняшний день личный состав Ренийского отделения полиции полностью прошёл переаттестацию, – продолжает А. Гладкий. – В штате у нас – 66 сотрудников, фактически – 48. В строю, учитывая отпускников, ещё меньше – 34 человека (по состоянию на середину июля – А.П.). Чтобы вы понимали ситуацию с кадрами, напомню: полтора года назад в штате тогдашнего райотдела милиции было 86 человек, по факту – около 60. К сожалению, пятеро ренийских сотрудников полиции не прошли аттестацию. Один из них уволился сам, четверо продолжают работать – по ним кадровое решение ещё не принято. Среди них – двое участковых из наиболее проблемных сёл: один обслуживает Новосельское плюс два соседних села, второй – Лиманское. На мой взгляд, эти люди работали и могут работать нормально и прозрачно, добросовестно выполняя свои обязанности. Но аттестационные комиссии мотивацию не объясняют, а выносят только решение. Люди даже не знают, как и почему они оказались в «чёрных» списках.
Больной вопрос – следствие. У нас острый недостаток грамотных, подготовленных следователей. Не менее серьёзная проблема – оперативный состав: не хватает «оперов», которые должны непосредственно заниматься раскрытием преступлений. И нам не дают возможности комплектоваться, так как существующий штат считается временным.
Недавно в Одессе прошло совещание, на котором нас проинформировали о наборе молодого пополнения в органы полиции. Механизм будет выглядеть следующим образом. На сайте Главного управления национальной полиции есть раздел по приёму на службу. Гражданин, желающий служить в полиции, заполняет в электронном виде анкету. Дальше начнутся процедура тестирования, проверка интеллектуального уровня, собеседования, физподготовка. Человек, который пройдёт все эти стадии, будет направлен в учебное заведение, где его будут готовить по меньшей мере три месяца. И лишь потом мы можем рассчитывать на получение пополнения. То есть, это произойдёт не раньше, чем к концу текущего года. Будем надеяться, что в полицию придут молодые, энергичные, не коррумпированные, образованные люди «со стороны» и будут бороться с преступностью вместе с нами. Или вместо нас – как получится.
На вопрос о том, чем же всё-таки новая полиция отличается от старой милиции, наш собеседник ответил, что основная задача правоохранительной реформы – уйти от негативного «ментовского» наследия, будь то печальный опыт советского периода или двух десятилетий независимости Украины. Второе направление – в корне изменить концепцию работы полиции и критерии оценивания её результативности.
– Каким образом раньше оценивалась работа милиции? По статистическим данным – количеству раскрытых преступлений, – говорит А. Гладкий. – К чему это приводило? Как правило, брались в первую очередь за то, что лежало на поверхности – чтобы «вытянуть» показатели. А те преступления, расследование которых требовало больших сил и времени, откладывались «на потом». Сейчас принципы оценки деятельности правоохранительных органов меняются. Работа полиции прежде всего будет оцениваться исходя из отношения населения к ней. Если милиция была органом карательным, то полиция – это сервисная служба, предоставляющая населению услуги в борьбе с преступностью и обеспечивающая соблюдение законности. Понимаю: звучит необычно, для многих – неправдоподобно. Но мы должны двигаться в эту сторону.
Правда, и тут не всё однозначно. Как население должно оценивать деятельность полиции, на основе чего? На основе того, с какой скоростью и как полиция реагирует на сообщения о преступлениях? Как быстро приезжает на вызов? Или насколько успешно раскрывает преступления?
Многое зависит от особенностей в организации работы полиции. Новая концепция ещё не действует, но она будет. Как была построена деятельность прежних райотделов милиции? Есть следственно-оперативная группа, которая дежурит, и есть дежурная часть: поступило сообщение – сотрудники выезжают на вызов. Представьте ситуацию: вызов из отдалённого села, до которого – целый час езды. О какой оперативности в данном случае может идти речь? В перспективе наша работа будет поставлена иначе. Уже не будет следственно-оперативной группы, которая сидит «камнем» в дежурной части, а появятся два патруля на маршрутах: один – по «большому кругу», другой – по «малому кругу» района. В эти группы войдёт инспекторский состав, специально обученный для документирования и сбора первичной информации, фиксирования обстановки. Если они зафиксировали преступление, к месту происшествия подтягиваются следствие и розыск. При такой организации работы должна повыситься оперативность реагирования. Как это будет на практике, смогу сказать только тогда, когда увижу новое штатное расписание.
Ещё одна вечная «головная боль» милиции/полиции – материально-техническое обеспечение.
По словам Артура Игоревича, за последнее время в лучшую сторону изменилось только одно – снабжение горючим. Гораздо хуже обстоят дела с обслуживанием служебного транспорта, оргтехники и прочими бытовыми вопросами – их решение по-прежнему ложится на плечи сотрудников отделения полиции.
– Поэтому мы очень благодарны всем, кто оказывает нам помощь, – подчёркивает А. Гладкий. – Большое спасибо мэру Рени Игорю Плехову – в ответ на наши просьбы он ни разу не сказал «нет». Например, недавно горсовет помог нам восстановить две машины, которые были буквально «убиты». Спасибо сельскому голове Орловки Михаилу Куванжи – он оплатил все запчасти, необходимые для ремонта машины участкового.
В настоящее время у нас числится 12 единиц транспортных средств, из которых на ходу только 7, остальные требуют капитального ремонта. За 16 лет моей службы в Ренийском районе мы получали новый транспорт только два раза, да и то в основном это были списанные из других подразделений автомобили.
Нашу беседу мы завершили вопросом о том, действуют ли в Ренийском районе общественные формирования по охране общественного порядка, известные в советское время как добровольные народные дружины? Ведь можно сколько угодно обвинять власть в целом и полицию в частности, однако роль гражданского общества и самоорганизацию населению никто не отменял.
– Фактически работающих общественных формирований, которые бы приносили реальную пользу своим громадам, в Ренийском районе нет, – признался заместитель начальника отделения полиции. – Если даже такие структуры создаются, то лишь с целью получить доступ к государственной границе и к охотничьим угодьям. Больше никого ничего не интересует.