Время летит стремительно! С момента прихода нового городского руководства Белгорода-Днестровского минули пресловутые 100 дней. Отгремели (в полном смысле этого слова) проверки на коммунальных предприятиях, прошла волна новых назначений руководителей этих КП. В некоторых случаях это оправданно, ведь именно руководитель отвечает за развитие предприятия, его финансовые показатели и реальную работу, которую мы, пользователи его услуг, ощущаем на себе. В то же время, иные пертурбации, мягко говоря, не оправданны здравым смыслом. В материал одной статьи такой анализ не вместить, так что разберем работу городских предприятий, получивших новых руководителей по порядку.
Первая и самая тщательная проверка (без малого полгода) прошла по КП Ассорти». Сразу отметим, что если результаты проверки должны послужить отправной точкой для оценки работы предприятия, то в выводах инспектирующих должно звучать, что сделано, а что нет. Однако в их отчете прозвучало несколько сомнительных недостатков, которые любой компетентный ревизор при желании накопает за два дня работы.
Следовательно, если серьезных недостатков нет, тогда важно, что сделано. Далее следуют факты и показатели, взятые из ежегодных отчетов предприятия и некоторых материалов СМИ.
Итак, 2011год. Команда нового директора КП «Ассорти» приступила к работе. Полная реконструкция общественного туалета; в мясном корпусе построена новая современная холодильная камера ёмкостью 18 м.куб. Там же приобретено и установлено холодильное оборудование. Построена новая моечная; закуплены 18 мусорных контейнеров. Со стороны улиц Московской и Первомайской установлены новые ворота с элементами ковки. У входа на рынок уложена гранитная брусчатка; тротуарной плиткой благоустроено 120 кв. м тротуара на прилегающей улице Первомайской. Приобретен микроавтобус «Мерседес». Чистая прибыль составила 611 тыс. грн., что в 3,5 раза выше чем в 2010 г.
2012 год. асфальтирование 1640 м² территории рынка (сумма вложений составила 370,2 тыс. грн.). Следует отметить, что объем работ по асфальтированию рынка превысил ранее произведенный в 2009 году более, чем в 3 раза. Смонтировано 185 погонных метров ливневой канализации (сумма вложений составила 212,5 тыс. грн.). В виду большого объёма работ по улучшению основных фондов, чистая прибыль составила 248 тыс. грн.
2013 год. Продолжена прокладка ливневой канализации 70 погонных метров. Заасфальтировано 50 кв.м. территории рынка. Изготовлены и установлены первые 10 киосков розничной торговой сети по ул. Московской. Кровля овощного сектора оборудована системой водоотведения. Снесены аварийные киоски в нижней части овощного сектора. На их месте расчищена и подготовлена площадка для дополнительных торговых мест, над частью которых оборудован металлический навес.
В течение года было принято решение об отказе от уборки территории и корпусов рынка, а также охраны территории собственными силами, и переходе на получение соответствующих услуг от сторонней организации, являющейся плательщиком НДС. В результате уменьшения штата сотрудников удалось сократить расходы на фонд заработной платы, отчисления в Пенсионный фонд, материалы. Вместо запланированного роста расходов в 6% (361 тыс. грн.) ограничились ростом расходов на уровне 2% (146 тыс. грн.). Это дало увеличение прибыли по сравнению с финансовым планом на 215 тыс. грн. За счёт экономии, без затрат для КП «Ассорти» на рынке установлены два десятка евроконтейнеров для твёрдых бытовых отходов и привлечён к вывозу отходов спецавтомобиль. Таким образом, была ликвидирована открытая мусорная площадка. Оборудована часть периметра рынка системой видеонаблюдения, а рыночные объекты – тревожной сигнализацией. Среднесписочная численность штатных работников составила 57 чел. ( в 2012г. – 91 чел., 2011 -110 чел.). Чистая прибыль составила 544 тыс. грн .
2014 год. Несмотря на сложное экономическое положение в стране, работы по благоустройству городского рынка продолжены. Установлены металлические ворота на входе в рынок с улицы Московской; изготовлены металлические ворота на входе в рынок с улицы Измаильской. Изготовлена и оборудована ливневая канализация – 203,4 тыс. грн. Изготовлено и установлено дорожное ограждение по улице Московской. Продолжено изготовление и установка пунктов мелкорозничной торговой сети. Среднесписочная численность штатных работников КП «Ассорти» в 2014 году составила 41 человек. За рассматриваемый период КП «Ассорти» получило финансовый результат до налогообложения в виде прибыли 612 тыс. грн., что составляет 94,9% от ожидаемого результата.
2015 год. Продолжено изготовление и установка пунктов мелкорозничной торговой сети; остальные материальные затраты пошли на текущие ремонты торговых корпусов и навесов. Финансовый план выполнен на 96%., т.е. фактически без прибыли.
Как видим, если не брать в расчет последний год, экс- директора КП «Ассорти» Сергея Кондратюка трудно упрекнуть в бездеятельности. Думаю, будет честным добавить, что повышение тарифов на аренду рыночных мест осуществлялось всего дважды за 5 лет, вместо каждых 6 месяцев, как это было при прежнем руководстве предприятия. А договора на аренду торговых мест стали заключаться раз в год, а не каждые полгода. На рынке начала распространяться газета «Коммерсант Аккермана», в которой предприниматели получали оперативную информацию о планах, событиях, мероприятиях, касающихся работы рынка. Активно работало радио рынка, предоставляя рекламные сообщения и оперативную информацию для предпринимателей и посетителей рынка. Планы работ на год составлялись с учетом мнения и пожеланий предпринимателей. Все это делало работу администрации КП «Ассорти» прозрачной и открытой. Ни митингов, ни протестов, ни гневных статей в газетах против произвола руководства предприятия и городских властей не наблюдалось.
Тут надо добавить, что 2015 год для предприятия стал самым сложным, так как на работу негативно начали влиять местные политики. Судите сами, с одной стороны по-прежнему за все отвечает директор, с другой стороны предприятие три года работает по тарифам 2013 года, чего по нынешним временам не позволит себе ни одно предприятие в Украине, не желающее быть убыточным. Давно обесценные тарифы накануне местных выборов не желали поднимать ни экс-мэр Игорь Нановский, ни исполняющий его обязанности в дальнейшем Владимир Мензелинцев, ни ныне действующая городская власть. Да и затянувшаяся проверка с августа 2015 года лихорадила предприятие, заставляя тратить время на отписки и споры, вместо поиска решений проблемных вопросов.
Эта статья подготовлена не столько для обобщения результатов работы предприятия за последние 5 лет, сколько для того, чтобы уже, скажем, через год можно было сравнить результаты работы предприятия под руководством нового руководителя. И ответить на вопрос о целесообразности смены руководства КП «Ассорти».
Известный сатирик Михаил Жванецкий в одной из своих миниатюр говорил: «Зачем перенастраивать уже хорошо настроенный рояль?». В общем, время покажет и докажет либо абсурдность, либо мудрость решения городской власти под давлением заинтересованных в смене команды Кондратюка так называемых «активистов»…