Войти

Введите логин и пароль для входа

Забыли пароль?

Интернет-газета "Топор"
Статьи, мнения, новости Одесского региона

Вы также можеет войти через социальные сети:

Регистрация

Пароль будет отправлен вам на e-mail.


Войти

Введите логин и пароль для входа

Забыли пароль?

Регистрация

Пароль будет отправлен вам на e-mail.

17 Января 2013, 0:34
avatar
Вельможко Александр
Журналист
Украина Одесса
О себе: Фотограф, журналист

Мертвый аэродром Буялык (фотопутешествие постмилитаристского толка)

Всего в каких-нибудь полусотне километров от Одессы, рядом с железнодорожной станцией Буялык, расположен объект повышенного интереса для экстремальных туристов – любителей индастриала, паркура и всяких заброшенных сооружений. Это бывший военный аэродром «Буялык – Благоево», покинутый украинскими ВВС ровно 10 лет назад – в 2002 году.

Сам посёлок Петровка ранее назывался Малый Буялык и был основан выходцами из болгарско-греческой колонии Большой Буялык (ныне – посёлок Благоево). Большой и Малый Буялыки располагались всего в 6 километрах друг от друга, что и определило «двойное» название аэродрома – «Буялык-Благоево».

Военный аэродром около станции Буялык построили в 1956 году. Помимо солидной взлетно-посадочной полосы и рулежных полос из монолитного железобетона, возвели также несколько десятков типовых капониров – укрытий для самолетов. «Холодная война» была в разгаре, и военные всерьёз ждали «ядрён батона» от НАТО. От ядерного взрыва и прямого попадания тяжёлой авиабомбы такие капониры, естественно, не спасали. Но небольшие бомбы, огонь авиационных пушек они выдерживали прекрасно.

В 1985 году на аэродроме капитально отремонтировали взлётную полосу и рулежную дорожку. Теперь они были выложены типовыми железобетонными плитами – так быстрее и удобнее ремонтировать.

Изначально на аэродроме Буялык базировались различные типы истребителей «МиГ», в том числе сверхзвуковые перехватчики «МиГ-25». В 1980 году на аэродроме случилась авария – во время взлета разбился учебный «МиГ-23», но лётчики удачно катапультировались и остались невредимыми.

После реконструкции аэродрома на нём стали базироваться бомбардировщики-разведчики «СУ-24» и вертолёты. Последние эскадрильи перелетели с Буялыка на авиабазу в Белой Церкви 3 сентября 2003 года. Ещё раньше с аэродрома ушли вертолёты. Тут базировался легендарный в узких кругах 511 отдельный разведывательный авиаполк (511 ОРАП).

Авиаторы называют начало 2000-х самым тяжёлым в истории ВВС Украины. «Самые тяжёлые года для ВВС Украины были 2002-2004 года. Прекратили существование такие гарнизоны: Лиманское в 2002 г., Буялык в 2003 г., Мартыновка в 2003 г., Канатово в 2004 г.. Сокращение каснулось не только частей 5 авиационного корпуса в Одессе, но и 14 во Львове.» - пишет на одном из авиафорумов инженер Александр Биденко, служивший в Буялыке с 1988 по 2002 годы.

Аэродром содержался в порядке и эксплуатировался до 2002 года. Хотя интенсивность полётов и не была такой высокой, как в советские времена, но самолёты летали, проводилась боевая подготовка.

После расформирования военных частей и перебазирования самолётов в Белую Церковь, аэродром Буялык забросили и перестали охранять. Этим немедленно воспользовались вандалы, утащившие в металлолом всё, что можно было снять. Подобная участь постигла даже многотонные металлические ворота капониров. После этого вандалы взялись за бетонные рулежки к капонирам – сейчас от этих дорожек остались лишь груды обломков бетонных плит. А в 2009-2010 гг. повывозили даже огромные плиты взлётной полосы и идущей параллельно с ней рулежки. На месте осталась лишь малая часть плит, уже непригодных для дальнейшего использования.

Почти все аэродромные сооружения стоят заброшенными или разрушенными. Огромные капониры превратились в туалеты и летние загоны для скота – в них от ужасающей жары спасаются целые стада коров. «Всё растащили, пару лет назад грузовиками и огромными автокранами вывозили плиты с взлётки, а раньше самолёты круглые сутки летали»,- говорит встреченный около капониров пастух Юрий Иванович.

Раньше при аэродроме было два склада горюче-смазочных материалов, к которым от станции Буялык шла трехкилометровая железнодорожная ветка. Лет пять назад эти склады выкупили в частную собственность, и теперь компания «Petrol» использует их для перевалки бензина и других нефтепродуктов с Мозырского нефтеперерабатывающего завода в Белоруссии. Ветку к нефтебакам разобрали, но зато сама станция Буялык «перепрофилировалась» с перевалки сельхозпродуктов в нефтеналивную.

Аэродром расположен на окраине ПГТ Петровка, буквально в 10-15 минутах пешего хода от железнодорожной станции Буялык. Добраться сюда можно только на пригородных электричках, идущих из Одессы в направлении Колосовки и Помошной. Электрички ходят только утром и вечером, поэтому выезжать надо как можно раньше, а возвращаться обратно – на одном из послеобеденных или вечерних рейсов. Автобусы в Петровку из Одессы не ходят: автодороги разбиты до невозможности. Но зато к расписанию электричек «привязаны» несколько рейсов маршруток в райцентр Ивановка, причём из-за отсутствия больших автобусов маршрутчики вынуждены одновременно отправлять два микроавтобуса «Мерседес». Поэтому вариант поездки на личном автомобиле можно рассматривать только в том случае, если у вас или внедорожник, или же не жалко подвеску и ходовую часть.

Многочисленные упоминания в Интернете о том, что Петровка – настоящее средоточие гопоты, куда лучше в одиночку не показываться,- совершенно устарели. Настоящая гопота 90-х и начала 2000-х или вымерла под воздействием алкоголя и наркотиков, или остепенилась, обзавелась семьями и живет теперь благопристойно, либо сидит в тюрьме. Поэтому сейчас поездка на заброшенный аэродром совершенно безопасна.

Полное фотопутешествие смотрите по ссылке.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Курс валют предоставлен сайтом kurs.com.ua
  • Опрос

    Какие новости Вы чаще читаете?

    Показать результаты

    Loading ... Loading ...

Информационный партнер:

Обозрение плюс - наш информационный партнер