Энергетическая система Украины нуждается в реформировании. Это аксиома, от которой не уйти. Однако, если в ряде сфер есть определенные обновления, то система энергетики остается фактически не реформированной и до сих пор регулируется законодательными актами двадцатилетней давности.
Несмотря на то, что курс на европейскую интеграцию последовательно поддерживается руководством страны, в сфере энергетики сколько-нибудь значительные перемены не так заметны.
Реформы до реформы: планы и проекты реформирования энергетической отрасли
В 2010 году были запланированы широкомасштабные реформы сектора энергетики, которые были санкционированы президентом Украины и поддержаны международными организациями. Еврокомиссия и Всемирный банк в то время выразили поддержку, разработанного украинской стороной плана реформ. Однако, несмотря на существующие намерения переломить ситуацию так и не удалось. В настоящее время остаются все те же проблемы, что и в 2010 году: перекрестное субсидирование, увеличение долга перед областными энергетическими компаниями со стороны государства, дальнейшая политизация процесса ценообразования на энергоносители.
В 2014 году правительство выступило с инициативой реформы энергетической сферы базируясь на трех принципах: энергетическая эффективность, диверсификация и реформа рынков. Подобная инициатива была поддержана международным сообществом. Более того Украина, как страна – член Энергетического Сообщества, обязана внедрить европейское законодательство на своей территории, и настаивать, что все игроки европейского рынка должны воспринимать единый энергетический рынок до восточных границ.
«Совет подтвердил решительность ЕС и США стоять плечом к плечу в своей поддержке нового правительства Украины, и подчеркнул необходимость продолжения реформ в энергетическом секторе Украины в соответствии с обязательствами Энергетического сообщества относительно прогрессивной интеграции украинского энергетического рынка в европейский, подчеркивая необходимость защиты уязвимых слоев населения», – идется в обнародованном после встречи в декабре 2014 года документе.
В данном случае речь идет о том, что ЕС и США поддерживают план, разработанный правительством Украины для реформирования энергетики.
«Совет также подтвердил средне- и долгосрочные усилия США и ЕС по улучшению энергетической безопасности Украины, в том числе поддержки реформ энергетического сектора Украины, а также повышению правовой и политической основы и технического потенциала для увеличения внутреннего производства», – идется в официальном заявлении.
О реформе в энергетике постоянно говорят в медиа, однако реальных рецептов решения данной проблемы немного. В последнее время активизировалась антикоррупционная составляющая, согласно которой без устранения коррупции невозможно эффективно реформировать сферу энергетики. А для этого необходимо лишить ряд олигархов сверхприбылей.
«Главный сектор, нуждающийся в реформах – это энергетика. Это огромная рана на теле украинской экономики. Когда я в последний раз проверял цифру субсидий в этом секторе, то обнаружил, что она составляет 7% вашего ВВП. А большая часть дохода из этого сектора идет в карманы крупных олигархов», – говорит Чрезвычайный и Полномочный посол США в Украине Джеффри Пайетт.
Без реформы рынка невозможна реформа отрасли
Эксперты считают, что начало реформ в сфере энергетики должно начаться с изменения стандартов и принципов, на которых базируется деятельность государства, регуляторов рынка и конечных потребителей. В первую очередь – это борьба с избирательными преференциями некоторым участникам рынка.
Реформа, в том числе на законодательном уровне,должна привести к европейским нормам рынок сбыта газа и электроэнергии. Пока он базируется на централизованном принципе, когда все управляется и регулируется из одного места, безотносительно к вызовам самого рынка и его потребностям.
«В 2010 году базовая версия закона была принята на основе рекомендаций ЕС. Этот закон, по сути, должен был стать первым шагом, чтобы Украину формально приняли в семью европейских государств в сфере энергетики (энергетическое сообщество). Тогда через такой политический ход пытались добиться определенных преференций и у России. Но закон сделали формальным, выхолостили его суть. Сейчас идет работа над новой редакцией закона, продолжаются консультации с европейской стороной и для того, чтобы новая редакция закона была максимально приближена к европейскому закону», – поясняет Андрей Чубик, аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».
Чрезвычайно болезненный вопрос, требующий решения – это ценообразование на энергоносители для потребителей внутри Украины. Долгое время этот процесс в Украине был политизирован. В настоящее время перед Украиной стоит вопрос необходимости поднятия цен на энергоносители для конечных потребителей. Напомним, что согласно меморандуму Украины с МВФ, заключенному ещё в апреле 2014 года, тарифы на газ и тепло для конечных потребителей должны повыситься на 40% с мая 2015 года и еще на 20% в 2016 и 2017 годах.
«Промышленность переплачивает, а население недоплачивает. Повышение, которое произошло, не закроет эту проблему, так же как не закроет повышение еще на 50% и так далее. Поэтому население должно понимать, что энергоносители будут дороже, так как на это время цена реально не покрывает даже самый дешевый источник генерации, в том числе и атомную энергию», – считаетдиректор Фонда экологических инвестиций Алексей Хабатюк.
Однакопростое механическое повышение цен на энергоносители не сможет реформировать систему. По-прежнему катастрофическими остаются потери в теплосетях, доходящие до 60% в отдельных случаях, также сохраняется монополия региональных поставщиков энергоносителей. Более того, повышение тарифов для населения при снижении общей покупательной способности гривны может привести к социальным взрывам в обществе. В такой ситуации власти придется лавировать между необходимостью проводить реформы и пытаться оказать адресную поддержку самым незащищенным слоям населения.
«Сейчас началась широкая информационная кампания зачем необходима реформа, началась организация изучения рынка и целевого денежного сопровождения и поддержки того населения, которое не может платить по высоким тарифам, была развернута государственная программа быстрой, насколько это возможно, модернизации жилищного фонда и в целом потребления газа (замена котлов, плиток, утепление и т.д.). Если это будет реализовываться в комплексе, то повышение цены не будет таким критичным», – подчеркивает аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».
Роль европейской интеграции в реформе сферы энергетики в Украине
Подписание договора об Ассоциации Украины и ЕС является важным шагом к энергетической независимости Украины. Внедрениепрофильных положений договора об Ассоциации приведет к тому, что энергетическая сфера Украины будет вынуждена трансформироваться и развиваться в соответствии с передовыми европейскими тенденциями. Но, что же конкретно изменится в данном случае?
Касаясь сферы энергетики, украинская сторона и европейские партнеры признают важность трех направлений деятельности:
Инфраструктура.
Правовое пространство.
Институты.
Ряд экспертов уверены, что подписание Ассоциации с ЕС приведет к повышению энергетической безопасности Украины, что ввод европейских энергетических стандартов развяжет и ряд внешнеполитических проблем. Бывший посол по особым поручениям Вячеслав Княжницькийговорит, что это снимет проблему снабжения в Украину русского газа. Впрочем, может реализоваться и обратный процесс.
«В украинской энергетике есть проблемы, которые могут навредить вступлению в Зону свободной торговли», – говоритзаведующий отделом энергетической безопасности Национального института стратегических исследований Андрей Сменковський.
Он называет основные угрозы для Украины: отсутствие диверсификации источников энергоснабжения, нереализованный транзитный потенциал Украины, неудовлетворительное состояние производственных фондов и неразвитость рынка энергоресурсов.
В целом, сотрудничество Украины и ЕС по энергетическим вопросам может обеспечить повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития энергетического сектора, дальнейшую интеграцию энергетических рынков путем сближения моделей организации рынка и участия в региональном энергетическом сотрудничестве. Договор об Ассоциации предусматривает также сотрудничество в сфере регулирования, что касается предоставления соответствующих коммунальных услуг, включая мероприятия по информирования и защиты потребителей о недобросовестных практиках по продаже и обеспечение доступности энергии для потребителей. Однако, едва ли не самым важным последствием Ассоциации должно стать развитие инфраструктурных проектов и коренная модернизация энергетической сферы Украины.Отдельным направлением сотрудничества должна стать модернизация и расширение существующих объектов общественно важной энергетической инфраструктуры.
«Страны ЕС могут помочь украинским партнерам трансформировать энергетический сектор, в том числе повысить энергоэффективность экономики Украины. Украина с 46-миллионным населением потребляет около 50 млрд. куб. м газа, в то время как Польша с 38-миллионным населением (и ВВП в три раза большим, чем в Украине) потребляет всего 14 млрд. куб. м. Украине необходим план реформ для повышения энергоэффективности, а ЕС и международные финансовые институты могут предоставить необходимые технологии и обеспечить доступ украинских компаний и государства к финансированию», – отметилГенрих Литвин чрезвычайный и полномочный посол республики Польша в Украине.
Членство Украины в Энергетическом сообществе и имплементация энергетических пакетов ЕС открывает путь к созданию совместногорынка газа Украины и центральной Европы, а также к значительным инвестициям в энергетический сектор из стран ЕС. В данный момент ЕС не является крупным инвестором в энергетический сектор Украины, в то время как в других отраслях капитал из ЕС активно присутствует.
«Украина вместе со странами Вышеградской группы является огромным рынком, с объемом потребления свиты 80 млрд. куб. м газа. Интеграция рынков создаст новые возможности для поставщиков и потребителей газа, что позволит ослабить давление со стороны производителей газа. Ключевым условием достижения данной цели является создание стабильной правовой базы для инвесторов», – заявил Генрих Литвин.
Однако преференции свободного рынка будут доступны Украине только после того, как будет проведена серьёзная работа по приведению законодательства в норму с европейским правом. Т.е. когда прозрачными станут тендеры, которые обусловят повышение конкурентных условий на энергетическом рынке.
«Если Украина намерена интегрироваться с европейским энергетическим рынком, она должна обеспечить открытые конкурентные условия на газовом рынке. Конкурентный газовый рынок будет ответом на все вопросы по безопасности и обеспечит лучшие цены на газ. Для этого необходимо не только создание инфраструктуры, но и правильное построение рыночных институтов», – уверен глава регуляторной политики и развития бизнеса EustreamS.A. Милан Седлачек.
Таким образом, реформа энергетики в Украине связана изменениями самого принципа формирования отношений между государством, регуляторами рынка и всеми участниками рынка. Также реформа связана с внедрением новых, инновационных для Украины стандартов в сфере обслуживания потребителей, заменой устаревшей инфраструктуры, а также исключения принципа избирательных преференций отдельным игрокам энергетического рынка.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі