В июле текущего года эксперты общественных организаций, представители правоохранительных органов, местного самоуправления и общественности начали разработку «Паспорта безопасности Ренийской громады». Этот аналитический документ был призван обобщить и резюмировать все факторы, так или иначе влияющие на безопасность жителей города. Конечной целью данной работы являлось определение комплекса приоритетных мероприятий, которые позволят в перспективе повысить уровень безопасности местного населения и гостей Рени.
Отметим, что подготовка документа осуществлялась при активном участии Ренийского горсовета и двух общественных организаций – «Регионального аналитического центра» и «Комитета избирателей Украины». В роли редакторов выступили Светлана Гудь и Игорь Бринош. Проект был профинансирован за счёт грантовых средств Евросоюза.
И вот «Паспорт безопасности громады» опубликован на официальном сайте Ренийского горсовета. Надо отдать должное авторам документа: они провели настоящее исследование, собрав огромный массив информации из самых разных источников. В частности, для получения необходимых сведений использовались опросы респондентов (своё мнение высказали 88 человек), запросы в органы власти и правоохранительные структуры, работа двух воркшопов (учебных групп) и одной фокус-группы, анализ публикаций в СМИ и социальных сетях. В итоге любой желающий может изучить нынешнее состояние общественной безопасности в городе Рени и ознакомиться с возможностями решения существующих проблем в этой сфере, включая криминальные, социально-экономические, техногенные, экологические, этнические и другие аспекты.
Итак, основными общими факторами, влияющими на безопасность местной общины, признаны река Дунай (как создающая опасность наводнений), близость границы с Румынией и Молдовой, значительная удалённость от областного центра и других регионов Украины, экономическая зависимость от морского торгового порта и многонациональный состав населения (как потенциальная почва для межнациональных конфликтов).
Опрос среди ренийцев показал очень интересные результаты. В числе главных рисков и опасностей первое место заняли бродячие собаки – их боятся 55% респондентов. На втором месте – торговля наркотиками, которую считают угрозой 53% опрошенных. Затем идут кражи (почти 49%), опасность на дорогах (около 48%) и недостаточное количество сотрудников полиции (35%).
Любопытно, что участники воркшопов составили другой рейтинг основных угроз для Ренийской громады. Здесь верхнюю строчку заняла опасность паводковых наводнений, обусловленных слабой пропускной способностью балки Баланешты – естественной ливневой канализации города Рени. На второй позиции оказалась городская мусорная свалка, на третьей – бродячие собаки, на четвёртой – дорожное движение, на пятой – нехватка медицинских работников.
Кроме того, местные жители назвали угрозу, исходящую от психически больных людей, не получающих необходимой врачебной помощи. Несколько лет назад в Рени закрылось психиатрическое отделение центральной районной больницы, а очередной этап медицинской реформы привёл к тому, что неконтролируемое число психбольных существенно увеличилось. Многие из них совершенно свободно разгуливают по улицам города, и их поведение является абсолютно непредсказуемым. По официальным данным, сегодня более 1200 жителей Ренийского района нуждаются в услугах врача-психиатра. Это – каждый тридцатый житель района!
Когда людям предложили оценить уровень безопасности в Рени по пятибалльной шкале, то 44% поставили «тройку», 26% – «четвёрку» и почти 23% – «двойку». Оценивая изменения в работе полиции за последние годы, 41% респондентов отметил падение доверия к органам правопорядка, около 32% подчеркнули снижение уровня раскрываемости преступлений, а более 30% сказали, что сотрудники полиции стали менее квалифицированными.
На этом неприглядном фоне ренийская преступность давно приобрела славу одной из самых резонансных на юге Украины. По словам начальника Ренийского отделения полиции Николая Пищанского, в районе сложилась сложная криминогенная ситуация: злоумышленники всё чаще используют боевые гранаты, поджигают дома и автомобили, запугивают и убивают неугодных. Обычное дело – выращивание сырья для марихуаны в промышленных масштабах и незаконное хранение оружия. Также в последнее время зафиксированы факты хищения зерна прямо из железнодорожных вагонов (сумма ущерба уже составила несколько десятков тысяч долларов!).
В этом контексте несколько странно выглядит официальная статистика преступлений в Ренийском районе: в 2017 году было зарегистрировано 339 уголовных правонарушений, в 2018 году – 329, в 2019 году – 204. Как видим, последняя цифра свидетельствует о существенном снижении преступности, но почему-то плохо соотносится с реальностью. Эта же цифра не коррелируется с количеством сообщений о правонарушениях. В 2017 году было 3097 таких сообщений, в 2018 году – 3539 (заметный рост), в 2019 году – 3432 (небольшое снижение). То есть динамика числа сообщений о правонарушениях явно не совпадает с динамикой снижения преступности. Не вполне понятно, что это – недостатки официальной статистики, манипуляция показателями или что-то другое.
Справедливости ради отметим, что сама полиция объясняет положительную статистику эффективностью патрульной службы и улучшением работы в плане профилактики криминала. Вместе с тем, как показал опрос, 70% ренийцев не знают своего участкового офицера полиции. Около 82% опрошенных выразили готовность сотрудничать с правоохранительными органами ради повышения общественной безопасности.
Тут следует добавить, что штат Ренийского отделения полиции годами остаётся недоукомплектованным. По состоянию на 2020 год, личный состав отделения – 61 сотрудник, хотя по штату должны служить 73.
Примечательно, что Рени в данном случае удивляет своими контрастами: с одной стороны, местные жители называют свой город «зелёным, тихим и безопасным», а, с другой, считают его «маленьким Чикаго», где регулярно происходят бандитские разборки. Не менее распространённые особенности местной преступности – рыбное браконьерство, сбыт наркотических средств, незаконная вырубка леса, торговля людьми, рейдерские захваты сельскохозяйственных земель.
По мнению участников фокус-группы, сформированной в ходе работы над «Паспортом безопасности громады», полиция плохо выполняет свои функции, и преступникам нередко удаётся избежать наказания. Это подтверждается наиболее резонансными преступлениями, расследование которых годами не приносит никакого результата. Некоторые виды преступности остаются без должного внимания со стороны правоохранителей. К примеру, в Рени можно легко купить наркотики, а их производство, как уже было сказано выше, превратилось в доходный бизнес. Причём он совершенно не является секретом для населения. Тем не менее полиция практически не реагирует на сигналы граждан о фактах выращивания конопли или другого наркосодержащего сырья. В результате местные и региональные наркобароны чувствуют себя вольготно, имея возможность оказывать давление на всех, кто угрожает их бизнесу. А если отдельные «наркотические» уголовные дела и доходят до суда, то судебный процесс может тянуться несколько лет, без ясных перспектив.
Участники фокус-группы отметили, что для повышения эффективности работы полиции необходимо принципиально изменить структуру украинских правоохранительных органов и приблизить её к модели США. Там, как известно, у каждого штата – своя полиция, но расследованием наиболее громких и опасных преступлений занимаются ФБР и другие «федералы», которые не зависят ни от местной «мафии», ни от местного руководства.
Острая криминогенная обстановка усугубляется социально-экономическими факторами. Наиболее болезненный из них – катастрофическая деградация Ренийского порта, грузооборот которого за последние 30 лет сократился в 10 раз. Предприятие практически погибает: грузов нет, зарплата месяцами не выплачивается, а государство самоустранилось от решения проблем порта. Глубокий упадок переживает и железнодорожная станция Рени. Людей особенно возмущает тот факт, что у станции нет пассажирского сообщения с другими городами Украины – даже с Одессой. Это создаёт ощущение «забытого полка», когда местное население чувствует себя брошенным и оторванным от «большой» Украины.
В то же время разрушение градообразующего транспортного комплекса так и не было компенсировано массовым созданием рабочих мест в других отраслях, в результате чего город Рени и Ренийский район уже много лет находятся в положении депрессивного региона. Вдобавок роль регионального центра активно перетягивает на себя соседний Измаил, и происходит это явно в ущерб ренийским интересам.
По мнению многих местных жителей, единственные положительные изменения в общественной жизни связаны с развитием инфраструктуры города: усилиями горсовета ведётся реконструкция тротуаров, ремонт дорог, строительство новых линий водопровода, обновление уличного освещения, озеленение и т.д. Тем не менее даже эти успехи не способны переломить общую социально-экономическую ситуацию в лучшую сторону.
Именно экономическим фактором в значительной степени объясняется сравнительно слабое участие местных органов власти в решении проблем безопасности общины. Несмотря на то, что городское и районное руководство приняло ряд соответствующих программ, их финансирование остаётся недостаточным, а эффективность невелика. В частности, действующими являются следующие городские программы: «Безпечне місто» на 2017-2020 годы (суммарный объём финансирования – свыше 1 миллиона гривен), «Программа предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидации их последствий» на 2018-2020 годы (435 тыс. грн) и «Программа охраны окружающей природной среды» на 2018-2020 годы (405 тыс. грн).
В свою очередь райсовет осуществляет программу «Безпечна Ренійщина», основное направление которой – материально-техническая поддержка местной полиции. Однако эта программа существенно недофинансируется. В 2018 году она предусматривала выделение 135 тыс. грн, но фактически было выделено 29,5 тыс. грн. В 2019 году из запланированных 117,6 тыс. грн «нашлось» лишь 20 тыс. грн. В 2020 году бюджет программы составляет почти 280 тыс. грн; по состоянию на момент подготовки «паспорта» было выделено 120 тыс. грн. Таким образом, за три года Ренийский райсовет потратил на безопасность граждан около 170 тыс. грн – очень скромную сумму даже на фоне не самого богатого районного бюджета.
Из перечисленных самой результативной на сегодняшний день можно назвать программу «Безпечне місто», в рамках которой в Рени были установлены камеры наружного видеонаблюдения. Горсовет ежегодно выделяет средства на их обслуживание. Система видеоконтроля дала возможность усилить профилактику преступлений, повысить безопасность дорожного движения, обеспечить более тесное взаимодействие между городской властью и правоохранительными органами.
Тем не менее исследование установило, что главные системные проблемы в данной сфере – это отсутствие стратегии развития безопасности города, отсутствие соответствующих приоритетных целей, отсутствие постоянной координации органов, отвечающих за безопасность, а также низкий уровень участия местной общины в этих процессах.
* * *
Теперь самое время задаться вопросом: что же в итоге? При изучении «Паспорта безопасности громады» бросается в глаза следующий факт: документ является достаточно глубоким и развёрнутым «диагнозом» существующей ситуации, однако проведённый анализ почти не содержит методов «лечения». Почему? Возможно, авторы «паспорта» просто не хотели быть банальными. А банальность заключается в том, что меры безопасности требуют значительного бюджетного финансирования. Оно, разумеется, возможно только в условиях экономического роста. Но в том-то и дело, что экономика общины не только не растёт, но и продолжает сокращаться. И даже создание Ренийской ОТГ не открывает здесь утешительных перспектив. Напротив, «усиление» роли местного самоуправления на практике может обернуться тем, что государство спихнёт на громады всю социальную сферу, содержание которой не будет подкреплено доходами общины. И тогда местным властям уж точно будет не до безопасности – приоритетом станет сохранение остатков медицины и образования…
И в завершение – маленькая «лирическая» ремарка. Я давно убеждён в том, что в жизни нас нередко окружают знаки и символы, которые о многом способны поведать. Если, конечно, уметь их замечать и читать. В этом смысле меня очень смутила фотография, избранная в качестве лицевой иллюстрации «Паспорта безопасности громады». Это фотография входа в подземный переход Ренийского морвокзала. Переход позволяет пассажирам напрямую попасть с набережной Дуная на привокзальную территорию. Однако неувязочка состоит в том, что тоннель фактически никуда не ведёт. По той причине, что водный пассажирский транспорт уже много лет не ходит по Дунаю. Соответственно, морвокзал не работает, а подземный переход закрывает решётка. Да, на ней красуется симпатичный парусник, и всё же решётка остаётся решёткой. Именно она и стала лицевой иллюстрацией исследования. Вероятно, как самый доступный способ обеспечения безопасности.
Далеко не лучший символ «паспорта»… Тем более если вспомнить старый еврейский анекдот о том, что бьют не по паспорту, а по морде.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.