Руководитель государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Райвис Вецкаганс по просьбе корреспондента «Топора» прокомментировал проблему огромной налоговой задолженности госпредприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП РМТП). В частности, мы поинтересовались у главы АМПУ, почему Министерство инфраструктуры не выделяет порту финансовую помощь, как предлагает налоговая служба Одесской области.

«Министерство инфраструктуры – это не финансовое учреждение, которое может дать порту определённые финансовые ресурсы, – сказал Райвис Вецкаганс. – То, что может сделать министерство, – это пытаться повысить эффективность управленческого персонала государственных портов. Недавно опять был обновлён менеджмент (не совсем понятно, о каком «обновлении менеджмента» говорит глава АМПУ, если директор Ренийского порта Дмитрий Володин уже третий год остаётся на своём посту несмотря на провальные финансово-экономические показатели деятельности предприятия – Прим. авт.). Однако развитию портовой отрасли мешают некоторые факторы – например, неурегулированность земельных вопросов, с которыми сталкиваются порты. Наша администрация готова взять на себя часть расходов на оформление земельных участков, что в свою очередь позволит выстраивать инвестиционные площадки для действующих портовых операторов. Но и это – краткосрочные решения. Для более глобального развития морского транспорта Украины надо выходить на законодательный уровень».

Автор этих строк был вынужден задать уточняющий вопрос: что же всё-таки делать с долгами порта Рени, которые на сегодняшний день уже превысили 19 миллионов гривен?

«Искать возможность», – ответил руководитель АМПУ. По его словам, порт мог бы продать скопившийся на территории предприятия металлолом и другое ненужное имущество, а полученные деньги использовать для погашения задолженности по зарплате и налогам.

Напомним, что по состоянию на 1 мая 2018 года общая задолженность ГП РМТП составляет более 19 млн грн, в том числе по плате за землю – свыше 17,4 млн грн, по зарплате – 2,1 млн грн.

Не так давно этот вопрос прокомментировал начальник Ренийского отделения Госналогинспекции Андрей Кучма. Андрей Николаевич сказал следующее: ««Вышестоящим органом управления порта Рени является Министерство инфраструктуры. Согласно Налоговому кодексу, именно оно может погасить долги предприятия по налогам. Исходя из этого, областная налоговая служба направила в Мининфраструктуры соответствующие письма, в том числе с инициативой привлечь должностных лиц порта к ответственности за невыплату зарплаты и налогов. К сожалению, министерство не дало нам ни одного ответа. А деньги у них есть: по итогам 2017 года чистый доход Администрации морских портов Украины составил около 6 миллиардов гривен, а чистая прибыль – в пределах 3 миллиардов гривен. Честно говоря, мне непонятно, почему при таких финансовых результатах Мининфраструктуры не желает помогать порту».

Как видим, представители налоговой службы говорят одно, а глава АМПУ – совершенно другое.
К слову, долги ГП РМТП стали темой обсуждения в ходе недавнего визита губернатора Одесчины Максима Степанова в Рени. Как отметил председатель облгосадминистрации, на совещаниях областного уровня неоднократно составлялся график погашения задолженности по зарплате в Ренийском порту, однако руководство предприятия ни разу не выполнило этот график.

В качестве оправдания директор ГП РМТП Дмитрий Володин дал «оригинальный» ответ: порт очень зависит от доходов за перевалку грузов. Есть деньги – долги погашаются, нет денег – долги накапливаются…

В итоге даже визит губернатора не помог найти конкретные пути выхода порта из долговой ямы. Отмечено лишь, что ожидаемое получение кадастрового номера на земельный участок, занимаемый ГП РМТП, позволит в будущем существенно сократить земельные платежи предприятия. Однако судьба текущих долгов за землю осталась под вопросом.

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО: Директор порта Рени Дмитрий Володин (слева) и начальник Ренийского филиала АМПУ Сергей Строя отчитываются перед губернатором